У Бога все живы. Церковную жизнь проникает живое сознание и
чувство, что наши усопшие продолжают жить по смерти, только в иной
форме, чем на земле, и не лишаются духовной близости к оставшимся
здесь. Поэтому не прекращается и молитвенная связь с ними Церкви
странствующей. "Ни смерть, ни жизнь... не смогут отлучить нас
от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем"
(Рим. 8, 38). Отошедшие
нуждаются только в одной помощи со стороны своих братьев — в молитве о
прощении им грехов. "И вот какое дерзновение мы имеем к Нему,
что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем,
что Он слушает нас во всем, чего бы мы не просили, — знаем и то, что
получаем просимое от Него. Если кто видит брата своего согрешающего
грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть
согрешающего грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю,
чтобы он молился" (1 Иоан. 5, 14-16). В
соответствии с этим наставлением Апостола и Церковь молится о всех
своих чадах, которые умерли с искренним покаянием. Молясь о них, как о
живых, Церковь следует словам Апостола: "А живем ли — для
Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли,
или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и
ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми"
(Рим. 14, 8-9). Умершие же
в нераскаянных грехах, вне общения с Церковью не удостаиваются и
молитв, как это следует из приведенных выше слов Апостола Иоанна: "не о
том говорю, чтобы молился", ибо такие молитвы были бы
бесцельны.
Еще в ветхозаветной
Церкви существовал обычай молиться за умерших, о чем свидетельствует
священная история. Так, во дни благочестивого вождя иудеев Иуды
Маккавея, когда при обозрении павших на поле сражения найдена была в их
одеждах добыча от даров идольских, все иудеи "прославили праведного
Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося,
да будет совершенно изглажен содеянный грех". А сам Иуда Маккавей
послал в Иерусалим "принести за грех мертвых жертву и поступил весьма
хорошо и благочестно, помышляя о воскресении" (2 Макк. 12,
39-45).
Что отпущение грехов грешникам, согрешающим не к смерти,
может быть дано, как в здешней жизни, так и после смерти, это
естественно заключить из слов Самого Господа: "Если кто скажет слово на
Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого,
не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 32). Равным
образом, из слова Божия знаем, что Господь Иисус "имеет ключи ада и
смерти" (Откр. 1, 8),
следовательно, силен отверзать затворы адовы по молитвам Церкви и в
силу умилостивительной Бескровной Жертвы, приносимой за
усопших.
В христианской Церкви
все древние литургии, как восточные, так и западные, свидетельствуют о
молитвенной памяти Церкви об усопших. Таковы литургии известные под
именами: Апостола Иакова, брата Господня, св. Василия Великого, св.
Иоанна Златоуста, св. Григория Двоеслова; также римская, испанская,
гальская; наконец, отколовшихся от Православия сект: яковитов, коптов,
армян, эфиопов, сирийцев, и др. При всей их многочисленности, нет ни
одной, где не находились бы молитвы об усопших. О том же говорят
свидетельства отцов и учителей Церкви.
Например, Ефрем Сирин так рассуждает о благодетельности
молитвенного общения во имя Господа Иисуса живущих с усопшими: "для
умерших благодетельны поминовения, совершаемые святыми во время их
жизни. Пример этому представляют некоторые творения Божии, как напр.
виноградник — его зреющие грозди в поле и вино в сосудах: когда созреют
ягоды на лозе, тогда вино, стоящее в доме неподвижно, начинает пениться
и волноваться, как бы желая убежать. То же бывает, кажется, с растением
— луком: ибо как скоро начнет созревать лук, посаженный в поле, в то же
время дает отпрыски и лук, находящийся в доме. Итак, если и растения
имеют между собой такое ощущение: то не более ли для умерших
ощутительны молитвенные приношения? Когда же благоразумно согласишься
на то, что это происходит сообразно с природой тварей, то представляй
себе, что ты начаток тварей Божиих".
Молясь об усопших, Церковь предстательствует о них, так же
как и за живых, не собственным именем, а именем Господа Иисуса Христа
(Иоан.14, 3-14) и силой Его
крестной жертвы, принесенный в избавление за всех. Эти теплые молитвы
способствуют тому, чтобы семена новой жизни, с которыми отошли наши
ближние, если эти семена недостаточно успели раскрыться здесь на земле,
постепенно раскрывались и развивались под влиянием и при милости
Божией, как развивается доброе семя в земле под живительными лучами
солнца и благорастворении воздуха. Но ничто не может возродить гнилые
семена, потерявшие начало растительной жизни. В подобных случаях были
бы бессильны молитвы за умерших в нечестии и нераскаянности погасивших
в себе дух Христов (1 Сол. 5, 19). Именно о
таких грешниках нужно понимать слова Спасителя в притче о богатом и
Лазаре, что им нет избавления из ада, из его самых глубоких частей, и
перехода в лоно Авраамово (Лк. 16, 26). Да, такие
лица обычно не оставляют после себя искренних за них молитвенников к
Богу на земле; не приобрели они себе друзей также и на небе среди
святых, которые могли бы, когда они обнищали (умерли), принять их в
вечные обители (Лк. 16:9), то есть,
помолиться о них.
Конечно, на земле не известно какой участи подвергнется
каждый по своей смерти. Но молитва любви никогда не бывает бесполезна.
Если наши усопшие ближние удостоились Царствия небесного, то они на
нашу молитву о них отвечают ответной молитвой о нас. Если же наши
молитвы бессильны им помочь, то во всяком случае они не вредны для нас,
по слову псалмопевца: "молитва моя возвращалась в недро мое"
(Пс. 34, 13) и по слову
Спасителя: "мир ваш к вам возвратится"
(Мф. 10, 13). Св. Иоанн
Дамаскин замечает: "Если кто-нибудь помазывает больного миром
или иным священным елеем, то сначала он сам становится причастным
[освящения от] помазания … Всякий, подвизающийся о спасении ближнего,
сперва получает пользу сам, потом приносит ее ближнему: ибо не
неправеден суд Божий, чтобы забыть дела, по слову божественного
Апостола".
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
...
Поиск по сайту
Сегодня
Икона дня
()
Память святых:
Богослужебные чтения дня
___
Достойно есть
(хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Ангарска)