Кадетский (казачий) класс как условие воспитания и социализации подростков "группы риска"
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
В последние годы в российском обществе произошли изменения, которые повлияли на формирование ценностных ориентаций старшеклассников. Неблагоприятная окружающая среда, отрицательный психологический климат, снижение воспитательного потенциала семьи, чрезмерная занятость родителей, потеря нравственно-этических ценностей и традиций – все это влияет на тех обучающихся, кто попадая в трудную жизненную ситуацию, становится безнадзорным и беспризорным. Поэтому особое значение приобретает возрождение лучших традиций и обычаев отечественной системы образования.
Анализируя социальный паспорт МОУ «СОШ №35» мы отметили, что 36% учащихся воспитываются в неполных семьях (в большинстве – матерью), 8% - в многодетных семьях, 23% - в малообеспеченных. 23(5%) обучающихся школы находятся на опеке, 1% детей – это дети-сироты, 8% состоят на внутришкольном контроле.
Кадетский (казачий) класс помогает социализации таких детей, детей «группы риска». В большинстве семей преобладает женский подход в воспитании, а в кадетском классе мальчик оказывается в мужской компании и учится определенному взгляду на мир, что может помочь ему в будущем в выборе своего призвания и профессии.
Создание кадетского (казачьего) класса вызвано нашей убежденностью в необходимости формирования у подростков чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков. В Прибайкалье с давних времен уважаемы и поныне сохранены славные героические традиции казачьего войска.
К сентябрю 2009 года педагогическим коллективом школы, совместно с Ангарской казачьей станицей им Дм. Донского была разработана программа эксперимента «Кадетский (казачий) класс как условие воспитания и социализации подростков «группы риска».
Целью нашей программы является:
Создание оптимальных условий для духовно-нравственного, физического развития и социализации обучающихся «группы риска».
Задачи эксперимента:
1. Обеспечить взаимодействие образовательного учреждения и Ангарской казачьей станицы им. Д. Донского через подписание договора о сотрудничестве.
2. Выстроить систему внеклассной работы через программы дополнительного образования и воспитательные мероприятия.
3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации обучающихся.
Гипотеза эксперимента:
Работа кадетского (казачьего) класса, организованная через систему дополнительного образования, является условием для духовно-нравственного, физического развития и социализации обучающихся «группы риска».
Ожидаемый результат:
формирование у обучающихся базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, ценность религиозной культуры.
изучение и осмысление истории национальной культуры, истории русского казачества и боевого искусства, основ религиозной культуры.
овладеть навыками здорового образа жизни, начальной военной подготовки, коммуникативной культуры; умениями оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу.
В процессе работы над программой была разработана Модель выпускника-кадета:
Процесс воспитания в кадетском (казачьем) классе осуществляется по двум направлениям.
Военно – спортивная подготовка:
Тактическая подготовка.
Огневая подготовка.
Строевая подготовка.
Рукопашный бой.
Военно-медицинская подготовка.
Конно-спортивная подготовка.
и нравственное воспитание:
Основы православной культуры.
Психологическая подготовка.
Народный фольклор.
История казачества.
Работа класса строится на выполнении заветов кадет, кодекса чести кадет и кодекса чести казака, на правах и обязанностях кадет.
В своей деятельности по реализации цели и задач эксперимента школа сотрудничает с:
Ангарской казачьей станицей им. Д. Донского;
Православным приходом Успения Божией Матери;
Центром русско – славянской культуры «Наше Отечество».
Развитие личности, и в первую очередь ее духовной сферы, мы связываем с построением собственной иерархии ценностей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания. При этом далеко не все цели как жизненные ориентиры, воспринимаемые личностью в процессе ее социализации, становятся ценностями для нее.
Подходит к завершению первый этап эксперимента – подготовительный и есть первые результаты работы. С целью диагностирования направленности личности воспитанников была использована методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича. Как показало проведенное исследование на этапе поступления в кадетский (казачий) класс обучающиеся отдавали предпочтение таким ценностям как развлечение (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, материально – обеспеченная жизнь), самоутверждению (уважение окружающих, достижение высокого статуса безотносительно работы и взаимоотношений в коллективе). На данном этапе обучающееся выделяют более конкретные цели: профессиональную самореализацию, успешную личную жизнь, здоровье, счастливая семья и другие. Кадеты казачьего класса становятся эталоном для подражания младших школьников, ими гордятся старшеклассники.
Н.В. Смирнова,
директор муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №35», г. Ангарск
Фильм о кадетах МОУ СОШ №35 (архив WMV-файла; 36,7 Mb): скачайте все части фильма на свой компьютер и сохраните в одну папку; разархивируйте любой файл архива, фильм соберется в один wmv-файл автоматически; если этого не произошло - разархивируйте каждый файл архива в одну папку по отдельности.