Что Церковь может сказать людям, крещёным в детстве, как бы
верующим и намеревающимся и своих детей крестить, потому что в России
так положено? Ответ формальным православным предлагает протодиакон
Андрей Кураев.
Людям, которые были крещены
в детстве, но потом не имели опыта церковной жизни, я бы, прежде всего,
посоветовал не гордиться этим своим опытом — опытом злоупотребления
православием. И не считать, что вы — носители культурной нормы; это
не так. Люди, крещёные без всякой подготовки, крещёные
родителями-коммунистами в советские годы, это — больное поколение. Да,
в то время Церковь считала, что лучше пусть так, чем никак. Но всё-таки
это — некое искажение церковной нормы. Церковь может крестить ребёнка только при условии полного доверия
к его родителям. Потому что если семья действительно православна,
то можно быть уверенным в том, что родители воспитают ребёнка
в церковном духе. В советские времена такой уверенности точно не было и,
тем не менее, крестили. Это была историческая и каноническая аномалия. А сегодня я с сожалением вижу много людей, которые говорят: «Ну, вот
видите, меня же вот так просто крестили. И ничего — вырос, и как бы даже
в Бога верю. Поэтому давайте с моими детьми и внуками всё будет точно
так же». Подобная позиция всё-таки очень некорректна. Во-первых, надо понять, что людей, которые были крещены в детстве,
но затем не воспитаны в православии, обокрали. То есть своими
родственниками и советской системой они были лишены очень многого.
В частности — детского переживания веры. Удивительно видеть, как
младенчики переживают мир церковной жизни, насколько чудо для них
органично, как оно вписано в их мир. Вот этой радости детской веры вас
лишили. Вас лишили и радости юношеской, подростковой дерзающей веры — когда
человек по юношеской горячности и, может быть даже, юношеской дури,
ставит на себе эксперименты — мистические, постовые, аскетические:
«Я попробую стать святым! Я мечтаю идти путём мучеников!» Это тоже отсутствовало в вашей жизни. Перечень утрат можно перечислять долго, но не это главное — главное — смотреть вперёд. Христос никогда не спрашивал человека о его прошлом. Встречая людей,
Он всегда обращался к тому человеку, который находился перед Ним сейчас,
в сегодняшнем состоянии. И неважно, что было позади. Встреча с Христом
даёт тебе возможность начать с нуля, и это чудо «обнуления долгов»
называется таинством покаяния. Поэтому человек крещёный, но нецерковный
может пойти путём второго крещения, для которого заходят не в купель,
но в Таинство покаяния.
Для этого можно прийти на исповедь, но опять же, не просто формально перечислив то, что вы считаете грехами.
Должно быть чувство отторжения себя от своих грехов. Покаяние — это
радикальная переоценка того, что было, когда человек начинает стыдиться
того, чем гордился раньше. Скажем, у мужиков принято гордиться своими
боевыми счетами и количеством девушек, которых они сделали своими.
Кто-то, возможно, считал себя умелым пройдохой и человеком, который
умеет влюблять в себя начальников, делать карьеру. В общем, раньше
человек считал, что он знает в жизни толк, а потом вдруг понял, что
успехи эти были эфемерными… Важно дать такою переоценку себе, своему прошлому, и уже после начать
всерьёз жить церковной жизнью. И подобная перемена никогда не может
быть запоздалой. Даже если человек совершает её в последнюю минуту
жизни — это уже хорошо. Но откладывая эту перемену до последнего
дыхания, вы обкрадываете себя, потому что делаете свой спектр восприятия
мира беднее.
Подготовила Дарья Менделеева
Видео: http://www.pravmir.ru/tem-kto-byl-kreshhyon-v-detstve-ne-gordites-opytom-zloupotrebleniya-pravoslaviem-video/
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|