– Бог накажет! – пошикивает в храме в разных углах по воскресеньям. Или
даже нежно так: «Бооженька накажет…» - кнут и пряник в одном флаконе.
Безотказная кувалда православной педагогики.
«Бог накажет» двухлетнего Васю за свечку, согнутую «буквой зю»,
трехлетнюю Машу – за громкий вопль «На рууучки!», а первоклассника Диму
– за сон под вешалкой после Причастия. Я порой слушаю и думаю: может,
проще сразу на входе в храм для детей картинку вывесить – что-то типа
«Не влезай – убьет»?
Впрочем, эта словесная конструкция употребляется не только в храме.
Порой доходит до того, что «Бог накажет» за пролитый компот или попытку
отвлечь маму от телевизора. «А как же? – скажут родители. – Наша
религиозная педагогика тем и сильна в сравнении с
гуманистической-атеистической, что за нашими императивами – Божественный
Авторитет, а не просто какие-то там человеческие закидоны». Правда,
часто получается так, что как раз собственные «закидоны» мы Авторитету,
Богу, и приписываем. И в результате у ребенка в голове складывается
образ не Бога Любви, и даже не Праведного Судии, а какого-то
мелочно-мстительного божка, которого ужасно выводит из себя поломка
свечки или возня в притворе.
Нужно сослаться на авторитет Божиих заповедей? Так можно ведь найти
время и рассказать ребенку хотя бы про «во всем, как хотите, чтобы с
вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Мф. 7:12) Тебе-де,
Маша, приятно, когда сестра тебя во время молитвы перебивает? Нет? Вот и
тетям в храме тяжелее молиться, если ты кричишь, их мысленную молитву
перебиваешь… Не в наказании ведь дело, а в том, чтобы о ближних
позаботиться. А иначе даже не сообразит ребенок, за что его «Боженьке»
надо «наказывать». За то, что к маме хочется? Что ноги устали? Что вон
тот бородатый дядя какой-то страшный, и надо срочно на ручках
спрятаться? Бывают, конечно, ситуации, которые психологи называют отраженной
агрессией. Бабули в храме, к примеру, недружелюбно поучили «мамашу», у
которой ребенок орет и вертится – и ей уже не до разговоров (по себе
знаю), остается лишь самой зашипеть, на ребенка. Вот мама и выпаливает
дежурную «благочестивость» про «Бог накажет». Правда, я как-то с самого
начала для себя решила, что пусть лучше у ребенка будет раздражительная
мама и любящий Бог, чем мстительный божок и бело-пушистые родители.
Нет, Господь не только Милость, но и Судия. Ребенку не вредно знать, что Он действительно может наказывать, в смысле, научать
через обстоятельства, не вызывающие у нас восторгов. Только это
относится не к ситуации «ты маму уже достал!», а к случаям, когда чадо
совершает сознательное, умышленное зло. У совсем маленьких детей даже
вопиюще злой по форме поступок (типа затрещины рядом стоящему карапузу)
часто оказывается не столько сознательным грехом, сколько
бессознательной реакцией на голод или усталость. И вот во всех этих
случаях, когда речь не о грехе, а об обычной детской шалости,
подточившей мамино терпение, – не стоит сваливать на Господа
ответственность за родительское раздражение.
Конечно, хочется и ребенка «на место поставить», и белой-пушистой при
этом остаться. Только так я могу объяснить привычку взрослого пугать
ребенка кем-то третьим. Бабушка грозит мамой, мама – Богом, который
накажет. Увы, в таком контексте это звучит как пугалка типа бабайки,
Бабы-Яги да серого волка. Лучше все-таки взять на себя ответственность
за недовольство поведением ребенка, чем, простите, приравнивать Господа к
бабайке.
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|