Можем ли мы поститься без фейсбука? Этот веселый, с первого взгляда,
вопрос много раз мелькал в ленте в первую седмицу Великого поста. А не
предаем ли мы Христа своими спорами в интернете Великим постом, а тем
более в Страстную? Высокопарно? Возможно. А возможно, и нет. Об одном
таком споре на Страстной вспоминает Ирина Кислина. «Вагонные споры – последнее дело, когда больше нечего пить», —
когда-то пел Андрей Макаревич. Не знаю, как там дело обстоит на самом
деле, я тот еще социофоб и в поездах ко мне никто не пристает. А вот
споры в интернете – это совершенно точно последнее дело. Когда нечего
пить, нечего есть, нечего делать. Тянет поговорить.
Тянет поговорить о разном. Например, о детях. Дети – это такая
благодатная тема для разговора, в которой всегда есть пространство для
споров. Кто как кормит, кто во что одевает, кто как воспитывает. А ещё
есть тема религии. О, как здесь можно развернуться! Почем опиум для
народа? Почему батюшки ездят на мерседесах? Зачем носить юбки? А платки?
А если соединить обе темы в одну дискуссию, то спор может принять
характер даже не столько разговора «не на страх, а на совесть»,
сколько почти «холивара», как говорят в интернете.
Так и вышло несколько лет назад. В известном детском сообществе в ЖЖ
появился вопрос на тему бесед перед Крещением, заданный в очень
агрессивной форме. Автор хотела покрестить сына, но батюшка попросил
прийти на несколько бесед будущих крестных.
А
крестные, понятное дело, — люди очень занятые, не до бесед им с
каким-то там батюшкой о каких-то там основах веры. И вообще это всё
традиции, просто надо покрестить. Без лишних заморочек.
Возможно, там даже вместо «батюшки» было употреблено «любимое» всеми
православными по отношению к нашим православным батюшкам выражение
«святой отец». Я точно уже не помню, да и пост тот канул в лету уже, не
проверишь.
В детали спора вдаваться даже необязательно. Обсудили мы там всё – и
«мерседесы у попов», и ценник на крестины, и стоянку под Храмом Христа
Спасителя, и людей, которые крещены, но ни разу не причащались и не
собираются, поскольку не видят смысла в «обрядах». Юбочки с платочками и
джинсами тоже обсудили, куда без них. Весь известный набор острых
вопросов.
Христианок в этом споре, к слову, набралось тоже немало. Умышленно
пишу «христианок», поскольку там точно были, кроме православных еще и
католички. У них, по-моему, волосы от всего этого праздника жизни
шевелились даже не метафорически. У них-то катехизация – это не три
беседы…
Эта
веселая дискуссия растянулась на несколько дней. Я как раз сидела в
декрете и «делать мне было нечего». В том смысле, что позволить сидеть в
интернете и «праведно» возмущаться позволить я себе могла…
И все бы ничего, известное всё это дело, даже отчасти и скучное,
сколько же раз я это всё обсуждала, так или иначе, в том или ином
ракурсе. Но на дворе была Страстная седмица. Я тогда не постилась, да и
со службами выходило все из рук вон плохо. Ребенок маленький, муж не
крещенный и не особенно понимает, зачем мне все это. Но Великий пост и
Страстная – это время особенное. Я в любом своем душевном и духовном
состоянии ощущаю эту необычность. И как-то всегда стараюсь хотя бы
думать о том, что происходит. Хотя бы просто через себя пропустить.
Но тут – как отрезало. Я действительно вошла в азарт спора и обо всем
забылось. Сначала мне казалось очень важным донести до автора вопроса
одну простую мысль. Вполне себе миролюбивую – о том, что знание никому
не вредит и крестить ребенка надо все-таки понимая, что делаешь. Ну,
хотя бы Символ веры прочитать, понять и принять. Я даже пыталась ей
объяснить, что если нет никакого дела до разных «тонкостей», то нет
ничего плохого в том, чтобы и не крестить. Ну, вот зачем? Началось-то
миролюбиво, но очень быстро вошло в какое-то совсем другое русло.
Я злилась на непонимание очевидных для меня вещей, смеялась над
фактическими ошибками оппонентов (все же понимают, насколько хорошо
разбираются люди со светских интернет-ресурсов в церковной тематике?) и
быстро скатилась в ту же самую агрессию, что была у автора и ее
сторонников. Как-то совсем не по-христиански все это было.
Отрезвил меня там один очень короткий комментарий «Дамы, сегодня
Великая Среда», написанный кем-то в ответ на нашу очередную перепалку с
защитниками точки зрения: «Бог в душе, а в вашей РПЦ только дерут с
честного народа деньги за ненужное никому посредничество между человеком
и Богом». Вроде бы очевидный факт, я прекрасно знала, какой был день.
Стало стыдно. Вот весь этот бессмысленный спор действительно захватил
все мысли. Я проверяла почту, получала очередной комментарий и думала
только о том, как бы остроумнее ответить. Я, конечно, не переубедила ни
одного оппонента. Ни в плане того, что беседы – дело полезное. Ни в том,
что на мерседесах ездят далеко не все батюшки. Ни в том, что причастие –
это самое важное для православного христианина. И сложно называться
православным и считать причастие ненужным «обрядом».
Я очень не люблю высокопарного и пафосного, но это было самое
настоящее предательство. Ведь Страстная – это время, когда мы хотя бы
должны вспоминать о том, что случилось. Я молчу про то, что мы еще
должны делать. Оправданий, и часто серьезных, у нас полно. Но не думать,
не вспоминать и быть безразличными к Страстям Христовым мы не имеем
никакого права. Нет никаких оправданий для этого. Никакая работа,
никакие домашние хлопоты и уж тем более никакой интернет не должны нам
мешать.
Давайте всё же закроем фейсбук и ЖЖ? Хоть на неделю.. Или хотя бы будем проходить мимо этих самых «вагонных споров»? Источник: http://www.pravmir.ru/o-vagonnyx-sporax-na-strastnoj/
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|