Любовь — это «переживание» другого человека во всем его своеобразии и неповторимости. В любви любимый человек воспринимается по самой своей сути как единственное в своем роде и неповторимое существо, он воспринимается как «Ты». Как человеческая личность он становится для того, кто его любит, незаменимым существом, без которого невозможно обойтись, причем ничего не делая для этого со своей стороны. Человек, которого любят, «не может не быть» своеобразным и неповторимым, то есть ценность его личности реализуется. Любовь не заслуживают, любовь — это просто милость. Кроме счастья быть любимым и восторга для того, кто любит, в любовь входит еще и третий фактор: чудо любви. Потому что благодаря любви свершается непостижимое — в жизнь входит новый человек, сам по себе уже полный таинства своеобразия и неповторимости: ребенок! Но как в человеке есть тело и душа, так и в любви есть несколько "уровней"
К самому первому уровню относится сексуальное отношение. Физическая внешность другого человека оказывается сексуально возбуждающей, и это возбуждение вызывает половое влечение к сексуально привлекательному партнеру.
На ступеньку выше стоит эротическое отношение. Стоит четко разграничить эротику и сексуальность. Эротика проникает в следующий, более глубокий слой, в психическую сферу другого человека. Такое отношение к партнеру, соответствует тому, что обычно называют «сильным увлечением». Увлеченный человек находится уже не просто в состоянии физического возбуждения; скорее возбуждается его психологическая эмоциональность — она возбуждается особой психической организацией партнера, скажем, какими-то конкретными чертами его характера.
Но, все же, указанные виды отношений еще не проникают в сердце другого человека.
Давайте попросим скептика представить себе, что та, кого он любит, потеряна для него навсегда: она либо умерла, либо уехала. Затем ему предлагают двойника любимого существа — человека, который телом и темпераментом в совершенстве напоминает ее. Теперь мы задаем вопрос этому скептику, может ли он переключить свою любовь на эту другую женщину, — и ему придется признать, что он не сможет этого сделать. Такой «перенос» истинной любви немыслим. Потому что тот, кто любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических и физических характеристиках любимой, он задумывается не о какой-то черте ее характера, а о том, чем она является в своей неповторимости.
Любой флирт, типичные ухаживания прошлого и настоящего бессознательно игнорируют внутреннее содержание партнера. Неповторимость и своеобразие другого человека умышленно упускаются при контактах подобного толка. Люди, которые увлекаются такой поверхностной эротикой, убегают от обязательств настоящей любви, от любых истинных уз с партнером, потому что такие узы влекут за собой ответственность. Они прибегают к собирательному понятию, предпочитая «тип»; их партнер в каждом конкретном случае является более или менее случайным представителем этого типа. Они выбирают «тип», а не какого-то конкретного человека. Их любовь, направлена к типичной, обезличенной «внешности».
Некоторые современные мужчины выбирают некоторый «тип» женщины как свой эротический идеал, потому что «представитель типа» не может в силу своей безликости обременить его ответственностью. Безликую женщину безликий мужчина может «иметь», а следовательно, нет необходимости ее любить. Она — собственность, без индивидуальных черт характера, без личной ценности. Любить можно только личность; безликость, «представителя типа» любить нельзя. Тут не встает вопрос о верности; неверность следует из самой безликости. Неверность в таких отношениях не только допустима, она необходима. Потому что там, где отсутствует счастье в любви, это отсутствие должно компенсироваться количеством сексуального удовольствия.
Но это не тот, к чему нас призывал Бог. Да, брачный путь, совершенная любовь как идеал отношений мужчины и женщины установила не Церковь, а Сам Господь. Апостол Павел называл этот союз мужчины и женщины образом соединения Христа с Церковью, образом совершенной жертвенной любви, которая есть между Сыном Божиим, предающим себя во спасение рода человеческого, и подлинными христианами. К такой же жертвенной любви - с отказом от своеволия, дурных привычек и страстей - призваны мужчина и женщина. Но совершенная любовь возможна лишь в семейных отношениях, а не в отношениях двух людей, которые воспинимают друг друга как половых партнеров, стремясь получить удовольствие и не беря при этом ответственность за жизнь, за душу другого.
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|