Православная церковь придерживается общего христианского вероучения, что существует ряд деяний, которые являются греховными и недостойными истинного христианина. Классификация деяний по этому признаку основывается на библейских текстах и интерпретации церкви. В случае, если верующий искренне раскается в совершённом грехе, то после исповеди грех считается отпущенным, то есть прощённым.
В православии грех является противоестественным состоянием человека:
«Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (Иоанн Дамаскин). «Грех есть уклонение от цели назначенной человеку по природе» (Феофилакт Болгарский). «В церковном понимании грех — это рана, которую человек наносит своей душе» (Андрей Кураев).
Пересадка в Москве. Два часа между поездами. Что успеешь? Да ничего…
Тут постоишь, там в толпе запнешься. А она к Матронушке! Сумка тяжелая, а
очередь в камеру хранения — не достоишься. Так она с сумкой! Говорили,
до Таганской надо… Да где она, Таганская эта? Мельтешит в глазах, очки
слабые, посильней надо, да лишних денег не случается. Толкаются
москвичи, снуют по метро, все им некогда.
- Дочка! — взмолилась пробегающей мимо девушке с ярким рюкзачком за
плечами, — мне бы к Матронушке… — да и осеклась. Юбка выше колен, глаза
намалеваны, такая про Матронушку и не слыхивала.
А девушка:
- Вам до Таганской. Вон по этой лестнице до кольцевой Белорусской, там переход. Пройти немного до Покровского монастыря.
... Читать дальше »
Назвать этот день праздником, даже самым большим
праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого
события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит –
каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес.
Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в
Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть
христианства, весь смысл нашей веры.
«Слово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает
«прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из
праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов
Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви
новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез
Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли
на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам
«власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12). ... Читать дальше »
Благовещение! Когда-то это был один из самых радостных, самых светлых
дней в году, праздник, с которым не только в сознании, но, я бы сказал,
— и в подсознании, была связана какая-то ликующая интуиция, светлое
видение мира и жизни. Конечно, для так называемого научно-атеистического
подхода к религии в евангельском рассказе о Благовещении, из которого
вырос праздник, найдется особенно много поводов, чтобы говорить о «мифах
и легендах». Разве это бывает, скажут позитивно мыслящие и рационально
настроенные люди, чтобы ангелы являлись молодым женщинам и вели с ними
разговоры? Неужели же верующие надеются, что люди XX века, люди
технологической цивилизации и научной настроенности в это поверят,
неужели верующие не понимают, как все это несерьезно, ненаучно,
неправдоподобно?
... Читать дальше »
Четвёртое воскресение Великого поста посвящено св. преп. Иоанну Лествичнику, автору книги "Лествица" (т.е. лестница). Был игуменом монастыря св. Екатерины в Синае (VI в.). Он свидетельствует о том усилии, которое необходимо сделать, чтобы войти в Царство Божие (Мф. 10-12). В книге он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству, которое может быть достигнуто постепенно, путём самоотвержения и усиленных подвигов. Первой ступенью лестницы поставляется отречение от земных пристрастий, а на самой высоте её указывается союз трёх добродетелей - веры, надежды, любви. Духовная борьба в христианской жизни совершенно реальна, она не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных". (Мф. 24, 13)
Господь Вседержитель. Фреска в храме святой Софии в Константинополе
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В день Торжества Православия мы
празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов.
На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах, который
говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением
Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что
лик Божий может быть запечатлен линиями и красками; не как портрет, а
как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в
Церкви. Как это дивно: у Бога – лик, и этот лик мы можем созерцать; и
перед иконой, которая выражает церковный опыт, церковное знание о Боге,
мы действительно можем преклонить колена с любовью, с благоговением, с
нежностью. Бог стал одним из нас, не переставая быть непостижимым,
великим Богом, самой Жизнью, самой Святостью, самой Непостижимостью. И
вместе с этим по-новому озаряется слово Ветхого Завета о том, что мы
созданы по образу Божию; каждый из нас – икона. Как это дивно! Взирая
друг на друга, так же, как когда мы
... Читать дальше »
500 г картофеля, 1 луковица, 150 г
очищенных грецких орехов, 1 - 2 дольки чеснока, 2 веточки зелени кинзы,
зелень петрушки или укропа, винный уксус, красный перец, соль по вкусу.
Хорошо
промытый картофель сварить с кожурой, охладить, очистить и нарезать
кубиками. Очищенные грецкие орехи, чеснок, красный перец и зелень кинзы
истолочь с солью.
... Читать дальше »
Великий
пост составляет сорок дней, так называемую Великую
четыредесятницу. Он является образом сорокадневного
поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней
— Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть
дней Страстной седмицы — посвящены воспоминанию
Страстей Спасителя и событий, которые им
предшествовали.
По церковному уставу запрещается употребление в пищу
продуктов животного происхождения — мяса, молока,
яиц, рыбы. С понедельника по пятницу, если на эти дни не
приходится какой-либо праздник, не употребляется и
растительное масло. Рыба разрешается всего два раза: на
Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное
Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В
остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток
(Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых
(например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта,
святителя Григория Двоеслова — 25 марта) разрешается
растительное масло. Первый день поста — Чистый
понедельник — и предпоследний — Великий Пяток
(Страстную Пятницу) — рекомендуется проводить без
пищи.
... Читать дальше »
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы —
сорока дней — и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой.
Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а
Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни,
страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста
вместе со Страстной седмицей — 48 дней.
«Весна постная» — так называет Православная церковь время Великого
поста, lent – (от древнеанглийского Lencten – весна) называется Великий
пост в англоговорящих странах, напоминая о то, что пост – это время
духовного расцвета и пробуждения.
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы
Великого поста. Говорится в народе: «хорошее начало — половина дела».
Видимо, поэтому многие христиане более строго постятся в первую неделю
поста. Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной,
молочной, рыбной пищи и яиц, но меру своего поста надо обязательно
согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.
... Читать дальше »
Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает
со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги.
Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду,
в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное
Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился,
совесть их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.... Читать дальше »
Человек ненавидит того, против кого грешен. Сначала боится, потом ненавидит.
Когда человек согрешит против своего друга, он испытывает перед ним
страх, который превращается в ненависть. А ненависть ослепляет. Человек боится того, кто знает его грехи. За страхом приходит ненависть.
Когда человек понимает, что грех его кому-то известен, его душу
наполняет страх, страх быстро перерастает в ненависть. А ненависть
ослепляет. То же происходит в душе человека, который знает свой
грех перед Богом и знает, что Богу известен его грех. И тогда человека
охватывает страх перед Богом, страх перетекает в ненависть, от которой
душа человека слепнет. Ослепленный ненавистью к человеку, человек
замышляет убийство. Поскольку же убийство Бога невозможно, то
ослепленный ненавистью к Нему человек вместо убийства прибегает к тому,
что он считает равносильным ему, — к отрицанию Бога, которое поистине
равносильно самоубийству.
Странно и жалко видеть, из-за каких пустых причин диавол лишает нас
любви к Богу и ближнему: из-за земного праха, из-за денег, из-за пищи и
пития, одежды, жилища. Стремящийся ко спасению не должен иметь
пристрастия не только к пище и питию, к одежде, к просторному и
благоукрашенному жилищу, к богатой утвари домашней, но к своему
здоровью, даже к своей жизни не должен иметь ни малейшего пристрастия,
предав всю жизнь свою в волю Господню. Пристрастие ко временной
жизни, к здоровью ведет ко многим уклонениям от заповедей Божиих, к
потворству плоти, к нарушению постов, к унынию, нетерпению,
раздражительности. Злополучен, кто любит чрез меру удобства в
жизни. Обставив себя всевозможными удобствами, он будет чуждаться
всякого неудобства, изнежится и не привыкнет к терпению. Между тем жизнь
христианина вся есть неудобство, путь узкий и шероховатый, есть крест,
требующий неудобства и великого терпения.
... Читать дальше »
До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей
Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в
плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за
одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое
общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку
Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной
проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их
желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение,
называлось «пустыней Иудейской,» лежавшей на западном побережье Иордана и
Мёртвого моря. ... Читать дальше »
Рождество Христово (в Русской православной церкви Е́же по пло́ти Рождество Господа Бога и Спа́са нашего Иисуса Христа; греч. Η κατά σάρκα Γέννησις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών; у старообрядцев Рожество́ Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Празднуется 25
декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие
юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в
XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и
предваряется Рождественским постом.... Читать дальше »
Рождество Иисуса Христа - двунадесятый праздник Православной Церкви, установленный в воспоминание рождения по плоти Господа нашего (празднуется 7 января по Новому стилю).
Праздник Рождества, как праздник рождения Богомладенца, считается светлым детским праздником (украшение ёлки игрушками). "Вечнозелёная" ель служит символом "древа жизни", возвращённая людям с рождением Христа Спасителя. Свечи и конфеты, украшающие её, служат символами духовного света, просветившего мир с пришествием Христа, и плодов царства благодати, открывшегося с рождением Богомладенца.
Все члены семьи, собираясь вокруг ёлки, слушали рассказы о Рождестве Христовом, пели песни и гимны, посвящённые празднику, дарили подарки. Обязательными в дни праздника были раздача подарков и угощений детям, малоимущим, беднякам, помощь бедным.
Продолжая излагать понятия Своего учения, Иисус Христос сказал: "Не судите, да не судимы будете” (Матф.7,1).
Для того чтобы правильно понять эти слова, нужно знать в какой
обстановке они были произнесены и кому адресовались. В древнееврейском
государстве, во времена Иисуса Христа, оказывала большое влияние на
людей религиозно–политическая секта фарисеев. Фарисеи присваивали себе
право не только по своему (как это было выгодно им) толковать закон
Божий, но и осуждать людей, не придерживающихся их взглядов, не
исполняющих их правил. "Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?” (Матф.15:3).
Руководствуясь своей выгодой и ошибочными
взглядами, фарисеи судили
... Читать дальше »
Перед Новым годом священникам задают множество вопросов о
праздновании. что делать с постом? Как быть с неверующими
родственниками? Отмечать ли или ждать Рождества? Правмир собрал самые
частые ответы духовенства на предновогодние вопросы! ... Читать дальше »
Святитель Спиридон Тримифунтскии родился в конце III века на острове
Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был
пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды
ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения:
он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в
царствование императора Константина Великого
(306 - 337), его хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта. В
сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив
пастырское служение с делами милосердия.
... Читать дальше »
(Еф. 2, 11-13; Лк. 13, 18-29).
"Подвизайтесь войти сквозь тесные врата". Тесные врата - жизнь не по
своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата - жизнь
по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе
отказа в чем-либо. Таким образом, врата в царствие - самостеснение.
Стесняй себя во всем - и это будет то же, что напряжение или упор в
дверь, чтоб отворить ее и протесниться сквозь нее. Как и чем себя
стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям
сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: "не
гневайтесь всяко", и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные
движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с
вожделением, и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого,
вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судью небесного неумолимым в
отношении к себе, и стесни тем свою заносчивость. Так в отношении и ко
всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения
Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца
какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него
изречением;
... Читать дальше »
Фреска собора Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502 год)
Святи́тель Никола́й; Николай Угодник; Николай Чудотворец (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; ок. 270 — ок. 345) — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.
Память святителя Николая совершается:
6 (19) декабря — день смерти (в русской традиции «Никола зимний») 9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари (в русской традиции «Никола вешний»)
Все люди в той или иной мере больны гордостью. И даже многие святые и монахи, будучи ещё быть может совсем простыми мирянами, были мучимы этой болезнью...
Что есть гордость? Это чрезмерная нездоровая любовь к себе, к своему укладу жизни, своим каким-то достижениям или недостаткам... В общем, гордость это то, что "даёт нам право" чувствовать себя выше всех или выше других (на наш взгляд якобы менее хороших людей). Это ощущение своей важности, исключительности, достоинства, красоты и т.п. Гордость очень сложная и опасная болезнь. Если её не лечить, то она быстро превращает в человеке достоинство в не достоинство, красоту в уродство, таланты в пороки и т.п. А это неугодно, ни Богу, ни людям нас окружающим.... Читать дальше »
К великому прискорбию, часто люди (как иноки, так и мирские, считающие себя христианами), любящие читать Святое Евангелие, ходить в Церковь и вообще принадлежащие Святой Православной Церкви или считающие себя таковыми, не хотят или не стараются во всех вопросах и обстоятельствах жизни применять к себе заповеди Евангельские, зная их, как будто они, то есть заповеди, даны для всех, кроме них. Например, прекрасно известно, что Евангелие требует, чтобы мы прощали обиды друг другу. Но нам не хочется простить, мы находим справедливым так или иначе отплатить причинившему нам скорбь и таким образом отрекаемся от Христова учения, если не словами, то своим сердцем.
Введение во храм Пресвятой Богородицы (греч. Εἴσοδος
τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ, лат. Praesentatio S.
Mariae in templo) — христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что
родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего
ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский
храм, при котором она жила до своего обручения праведному Иосифу.
Празднуется в Православной церкви 21 ноября по юлианскому
календарю (4 декабря по новому стилю) и принадлежит к числу двунадесятых
праздников, в Католической церкви 21 ноября по григорианскому календарю, в Коптской
церкви 29 ноября ... Читать дальше »
28 ноября начался Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа.
Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества
Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым
сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир
Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше
чистое сердце и желание следовать Его учению.
Чтобы сохранить картинку в компьютер, щёлкните по ней правой кнопкой мыши, выберите "Сохранить..." и укажите удобную папку для сохранения (напр. "Рабочий стол").