Все люди в той или иной мере больны гордостью. И даже многие святые и монахи, будучи ещё быть может совсем простыми мирянами, были мучимы этой болезнью...
Что есть гордость? Это чрезмерная нездоровая любовь к себе, к своему укладу жизни, своим каким-то достижениям или недостаткам... В общем, гордость это то, что "даёт нам право" чувствовать себя выше всех или выше других (на наш взгляд якобы менее хороших людей). Это ощущение своей важности, исключительности, достоинства, красоты и т.п. Гордость очень сложная и опасная болезнь. Если её не лечить, то она быстро превращает в человеке достоинство в не достоинство, красоту в уродство, таланты в пороки и т.п. А это неугодно, ни Богу, ни людям нас окружающим. Особенно, гордость опасна тем, что она бывает как скрытая, так и явная. Явная гордость, как правило, произрастает из гордости внутренней (которая может незаметно созревать годами). Также, важнейшая особенность гордости в том, что, чем она сильнее, тем меньше человек замечает её в себе. И даже малая степень гордости может так затуманить разум и так "закрыть человеку глаза", что начнётся "паралич" совести и необъективное восприятие окружающей реальности. Выражаясь психологическими терминами, гордость можно назвать эгоизмом*, а последнюю стадию гордости - гордыню, являющуюся смертным грехом (подразумевается смерть души) можно назвать эгоцентризмом**. Страшна гордость. И совесть притупляет, и голову затуманивает, и душу "выжигает". Мы вечно недовольны друг другом, своей жизнью, своими скорбями и болезнями, властью, количеством денег, наличием или отсутствуем одежды, питания и других материальных благ. Мы недовольны образованием, наукой, техникой, погодой, воздухом, своим настроением, работой, общением, транспортной системой... В общем, недовольны всем. Мы самые лучшие и достойны только лучшего, правда? Но если мы перестанем себя постоянно оправдывать, жалеть... Хоть на несколько минут. Что же нам откроется, когда мы взглянем на самих себя с честностью? Один курит, другой выпивает, третий матом ругается, четвёртый вечно раздражается, пятый дерзок, шестой самолюбив и не прощает обид, седьмой очень любит покушать, восьмой любит красивые наряды покупать почаще, девятый своих родных ненавидит, десятый предал друга... Иной же болтлив да ещё и укорить, осудить и оскорбить кого-нибудь всегда не прочь. А есть среди нас те, кто и сразу всем этим вместе взятым не пренебрегает. Люди делают и такие вещи, о которых в здравом уме и трезвой памяти стыдно даже и помыслить, не то что сказать... Как же всё это похоже на нас, христиан, по немощи духовной и телесной, по неразумию, по дурному навыку проживающих свою жизнь в страшных согрешениях и ещё и имеющих дерзость надеяться на Царствие Небесное. Иные язычники добрее, разумнее и милостивее, чем мы, всё "знающие" и "умеющие" и ничего не делающие, ведь сказал Господь: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин.14:21). А ещё сказал Господь: "Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию"(Мф.9:13)и "...не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф. 9:12). Таким образом, Господь наш Иисус Христос прямо указывает нам на необходимость смирения, которого нам постоянно не хватает.
Также, преподобный Серафим Саровский говорил "Стяжи дух смирен и вокруг спасутся тысячи".
Апостол Павел в своём Первом послании к Коринфянам пишет "Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать". (1Кор.8:2)
Будем же бороться с гордостью, братия и сестры, ибо это самая страшная болезнь человечества, за которой следуют наказания страшные, и в жизни текущей, и в жизни будущей.
____________ *Эгоизм - (от лат. ego —
«я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе,
выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других);
**Эгоцентризм- (от
лат. ego — «я», centrum — «центр круга») — неспособность или неумение
индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как
единственной существующей. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для
описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до
8—10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной
степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте.
Очень подробно, понятно и хорошо писал о гордости схиигумен Савва в своей книге "Семена сатаны и Любовь Христова". Приведём небольшой отрывок из этой книги:
ГОРДОСТЬ
СУЩНОСТЬ ГОРДОСТИ
Гордость – это страшная душевная болезнь, которая очень трудно
излечивается. Нет более мерзкого греха пред Богом, как гордость. Святые
Отцы называют ее "семенем сатаны".
Гордость – это крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое;
источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией
помощи. Но именно гордый имеет особую нужду в Боге, потому что люди
спасти его не могут, когда болезнь достигает последней стадии.
Изобретатель греха, падший ангел тьмы, сам согрешил сопротивлением Богу,
то есть гордостью, и весь род человеческий вводит в эту пагубную
страсть.
Всякий грешник, который угождает страсти своей, ведет войну против Бога,
как некогда сатана воздвиг бунт и войну на небе против Бога ради того,
чтобы выйти из повиновения Ему и жить по своей воле.
Когда гордый, тщеславный, самолюбивый, славолюбивый, властолюбивый,
жестокий, гневливый, завистливый, высокомерный, надменный, непослушный и
другие удовлетворяют своей страсти и ради своего "Я" унижают других, то
этим они как бы меч поднимают на Бога и как бы говорят Христу: "Не
хотим мы следовать Твоему примеру, не хотим быть кроткими и незлобивыми!
Не нравится нам Твой закон! Пускай они нам покоряются и служат, а не мы
им!"
Избави, Господи, от такого помрачения! О, как страшно, Д.! Не думай, что
в этих словах преувеличение. С гордыми обычно так и бывает. Если
вовремя они не остановятся, не покаются, то становятся богопротивниками.
Чрез всякий грех, даже малый, в душе ослабевает благодать Божия, а чрез
смертный грех люди теряют ее совершенно и делаются достойными вечного
наказания.
Гордые выходят из-под власти закона Божия, поэтому сами себя лишают
защиты и покровительства Божия. Они терпят поражение на всех путях
своих. Живя в теле, они уже мертвы душой и еще при жизни испытывают
геенские муки: одиночество, мрачное уныние, тоску, злобу, ненависть,
бесплодие, мрак и отчаяние.
СИМПТОМЫ И РАЗВИТИЕ БОЛЕЗНИ
Грех гордости по своему развитию имеет несколько стадий, и начинается он с тщеславия.
Симптомы тщеславия: жажда похвал; нетерпение обличений, вразумлений и
упреков; мнительность, подозрительность, злопамятство, осуждение других,
трудности просить прощения, искание легких путей; постоянная игра, как
на сцене, в присутствии посторонних, с целью показать себя с
благочестивой стороны, тщательно скрывая свои страсти и пороки.
Человек перестает видеть свои грехи, не замечает своих недостатков,
начинает умалять (уменьшать) свою вину или вовсе отрицать ее, а иногда
даже слагает ее на других. Знания же свои, опыт, способности и
добродетели начинает преувеличивать и переоценивать. По мере развития
болезни в своем мнении о себе он возрастает до великого, достойного
славы. Поэтому болезнь эта так и называется: манией величия.
В таком состоянии человек не только осуждает других, но начинает даже
презирать и гнушаться ими, и даже делает им зло. Избави нас, Господи, от
этого!
А когда больному кажется, что его никто не понимает, никто не любит, но
все преследуют его и хотят сделать ему зло, тогда болезнь эта именуется
манией преследования.
Мания величия и мания преследования – самые распространенные формы
душевной болезни. Эти болезни связаны с повышенным самоощущением,
самоценом, когда преувеличенное чувство собственного достоинства
вызывает презрение и враждебное отношение к людям.
Гордец всегда недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни,
поэтому он и доходит иногда до отчаяния, богохульства, прелести [1], а иногда и самоубийства.
В начальной стадии гордость трудно бывает распознать. Только опытный
духовник или психолог могут безошибочно определить зарождение этой
страсти.
Человек ведет себя как будто нормально, но опытный глаз усматривает в
нем начало болезни. Человек доволен собой. У него хорошее настроение: он
напевает, улыбается, даже часто смеется и порой без причины громко
хохочет; оригинальничает, острит; делает разные приемы, чтобы обратить
на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре
слышится бесконечное "Я", но от одного неодобрительного слова
настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова
расцветает как "майская роза" и начинает порхать как мотылек. Но, в
общем, в этой стадии настроение у него остается светлым.
Далее, если человек не приходит в сознание своей греховности, не кается и не исправляется, то болезнь развивается и обостряется.
У человека появляется искренняя уверенность в своем превосходстве над
другими. Эта уверенность быстро переходит в страсть командования, и он
начинает распоряжаться чужим вниманием, чужим временем и чужими силами
по своему усмотрению. Он становится нагл и нахален: за все берется, даже
если портит дело, во все вмешивается, даже в чужие семьи.
В этой стадии настроение гордого человека портится, потому что он часто
встречает отпор окружающих. Постепенно он становится все более и более
раздражительным, упрямым, сварливым, несносным для всех. Естественно,
его начинают избегать, но он убежден в своей правоте и считает, что его
просто никто не хочет понять, поэтому порывает со всеми. Злоба и
ненависть, презрение и надменность поселяются и утверждаются в его
сердце. Душа становится темной и холодной, ум помрачается, и человек
выходит из всякого повиновения. Его цель – вести свою линию, посрамить,
поразить других и доказать свою "правоту". Вот такие-то гордецы и
создают расколы и ереси.
В следующей стадии развития болезни человек разрывает и с Богом... Все,
что он имеет, в том числе способности и некоторые добродетели, все это
он приписывает себе. Он уверен, что жизнь свою может устроить без
посторонней помощи и может сам приобрести все нужное для жизни. Он
чувствует себя богатырем даже при слабом здоровье. Превозносится своею
"мудростию", своими познаниями и гордится всем, что имеет. Молитва же
его становится неискренняя, холодная, без сокрушения сердечного, а потом
он и вовсе перестает молиться. Состояние души его становится невыразимо
мрачное и беспросветное, но вместе с тем он искренне убежден в правоте
своего пути и с поспешностью продолжает идти к своей погибели.
КАК РАСПОЗНАТЬ В СЕБЕ ГОРДОСТЬ?
На вопрос: "Как распознать в себе гордость?" Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:
"Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать,
когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле.
Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку,
другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд
и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают
и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием,
участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд
глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других,
то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия
других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного
счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.
Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а
похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны,
то знай, что ты горд и горд глубоко".
Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости?
Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже
признак гордости.
Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: "Гордая душа есть раба
страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней.
Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь
оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься".
И еще он же пишет: "Образ крайней гордости состоит в том, что человек
ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет".
Схиигумен Савва (в миру Николай Михайлович Остапенко; 11 (23) ноября 1898, Кубань — 1980, Псков) — известный российский старец, духовный писатель.
Родился 11 ноября (ст. ст.) 1898 году в день памяти Иоанна Милостивого в простой христианской семье на Кубани. Его родители Михаил и Екатерина Остапенко отличались глубокой верой, благочестием и страннолюбием. В семье было восемь детей.
В 1904 году был отдан на обучение в церковно-приходскую школу, где был одним из способных учеников. С малых лет прислуживал в храме, пел на клиросе. Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Во время болезни ощутил желание быть священником. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок-другой.
В 1911 году Николай окончил 2-классное училище, в 1914 году — досрочно в связи с началом империалистической войны призван в армию .
С 1917 года служил уже в рядах Красной Армии. А после Гражданской — закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности.
До 1931 года служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 году — окончил Московский строительный институт и до 1945 года работал инженером-строителем.
В 1946 году, в возрасте 48 лет успешно сдает экзамены в Духовную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. При постриге ему было дано имя Савва, в честь Саввы Сторожевского (Звенигородского). В Лавре нёс послушание эконома.
Переводится в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, в котором, впоследствии принимает великую схиму.
Скончался в 1980 году [в Псково-Печерском монастыре], был похоронен в пещерах при большом стечении народа.
Служение отца Саввы Церкви Христовой и своим духовным чадам можно
коротко охарактеризовать литургическим возгласом: «Горе имеем сердца».
Вся его жизнь, от начала до конца, была стремлением к горнему миру. Отец
Савва зажигал охладевшие сердца, укреплял опустившиеся руки, вселял дух
веры в Бога, буквально «поднимал» падших. «От сердца к сердцу» — так
можно назвать особенность его подвижнического делания. Из живого
источника, коим было его чистое, преданное Богу сердце, батюшка черпал
силы для своих великих трудов. Всегда бодрый, жизнерадостный,
благостный, он был готов отозваться на любое горе и с любовью снизойти к
падшим грешникам.
Людей не обманешь, они особым чувством
воспринимают истинных пастырей и сердцем тянутся к тем, кто стремится
сам всем сердцем к Богу. Отца Савву любили за Христову любовь, живущую в
нем, за самоотверженное служение ближнему. В нем бил неиссякаемый
источник добра. Многим памятен его испытующий, буквально пронизывающий
взгляд, направленный как будто в самое сердце. Этот взгляд безмолвно
свидетельствовал каждому: благодатный старец знает твои тайные немощи,
но, по своей безграничной любви, щадит тебя и готов уврачевать словом
вразумления.