
Благовещение! Когда-то это был один из самых радостных, самых светлых
дней в году, праздник, с которым не только в сознании, но, я бы сказал,
— и в подсознании, была связана какая-то ликующая интуиция, светлое
видение мира и жизни. Конечно, для так называемого научно-атеистического
подхода к религии в евангельском рассказе о Благовещении, из которого
вырос праздник, найдется особенно много поводов, чтобы говорить о «мифах
и легендах». Разве это бывает, скажут позитивно мыслящие и рационально
настроенные люди, чтобы ангелы являлись молодым женщинам и вели с ними
разговоры? Неужели же верующие надеются, что люди XX века, люди
технологической цивилизации и научной настроенности в это поверят,
неужели верующие не понимают, как все это несерьезно, ненаучно,
неправдоподобно?
На эти вопрошания, насмешки, разоблачения верующий может всегда дать
только один, все тот же ответ: да, увы, включить это в ваше плоское
миросозерцание действительно невозможно; да, пока разговор о Боге и о
религии ведется в плоскости химических опытов и математических выкладок —
побеждаете вы и торжествуете легкую победу. Тут доказывать или отрицать
что бы то ни было без помощи химии и математики нельзя. И на языке
вашей науки, конечно, ничего не значат слова ангел, благая весть,
радость, смирение. Но зачем ограничиваться религией?
На этом вашем языке ничего не значит добрая половина слов вообще, и
ведь как раз поэтому и приходится вам держать под страшным прессом и
поэзию, и литературу, и философию, и вообще всю мечту человеческую. Вам
хотелось бы, чтобы весь мир думал, как вы, — о производстве и
экономических законах, о коллективах и программах. Но мир так не думает,
и его нужно держать в железных рукавицах, чтобы он думал так, или,
вернее, делал вид, что так думает. Вы говорите, все то, что мечта, —
неправда, потому что этого нет.
Но на деле люди всегда жили, живут и будут жить мечтой, и все самое глубокое, самое нужное для себя выражать на языке мечты.
Я не знаю, что такое ангел, я не могу на вашем языке объяснить, что
произошло почти две тысячи лет назад в маленьком галилейском городе и о
чем повествует Евангелие от Луки. Я думаю, что рассказ этот человечество
никогда не забывало, что эти несколько строк воплотились в бесчисленном
количестве картин, поэм, молитв, что они продолжали и продолжают
вдохновлять. А это значит, конечно, что люди услышали в них что-то
бесконечно важное для себя, какую-то правду, которую, по всей
вероятности, иначе, как на этом детском, радостном языке выразить
нельзя.

Благовещение, Патриарх Кирилл, 2012 год
О чем эта правда? Что случилось, когда молодая женщина, почти
девочка, услышала внезапно — из какой глубины, с какой высоты! — это
удивительное приветствие: «Радуйся!» — Ведь вот что сказал Марии ангел:
«Радуйся!»
Мир наполнен томами о борьбе и соревновании, ими хотят доказать, что
путь к счастью лежит через ненависть. И во всех этих томах ни разу не
написано слово «радость», и люди даже не знают, что это такое. А вот та
радость, о которой возвестил ангел, продолжает трепетать в мире и так же
потрясать, так же волновать человеческие сердца. Войдите в храм в вечер
под Благовещение. Дождитесь того момента в этой длинной службе, когда,
после долгого ожидания, долгого нарастания хор начинает петь, так тихо и
так божественно прекрасно: «Архангельский глас вопиет Ти, Чистая, —
радуйся, и паки реку — радуйся!»
Прошли века, а мы все слышим этот призыв к радости, и радость теплой
волной заливает наше сердце. Но о чем она? Конечно, и прежде всего, о
самой этой женщине, образ которой наполнил собою мир, смотрит на нас с
икон, стал одним из величайших и чистейших воплощений человеческого
искусства, человеческой мечты. Верность, чистота, целостность, всецелая
самоотдача, бесконечное смирение — все то, что навеки звучит в ответе
Марии ангелу: «Се раба Господня, буди ми по глаголу Твоему». Скажите,
есть ли в мире — во всей его богатой и сложной истории — что-нибудь выше
и прекраснее, чем этот человеческий образ. Действительно, как поет
Церковь, о Ней, о Пречистой и Благодатной, вечно «радуется всякая
тварь».
На ложь о человеке, на его редукцию к земле и к животу, к низменному и
животному, на подчинение его непреложным и безличным законам природы
Церковь отвечает образом Марии, пречистой Богоматери, Той, к Которой, по
словам русского поэта, всегда возносятся «от великой полноты сладчайшие
людские слезы». Радость о том, следовательно, что тут преодолевается та
неправда, та ложь о человеке, которой все время наполняется мир.
Радость любования, радость обладания — ибо этот образ всегда с нами, как
утешение и ободрение, как вдохновение и помощь.
Радость о том, что, глядя на него, так легко верить в небесную
голубизну мира, в небесное призвание человека. Радость о Благовещении — о
благой вести, принесенной ангелом, что люди обрели благодать у Бога, и
что скоро, скоро — через нее, через эту никому неизвестную галилейскую
женщину, начнет совершаться тайна спасения мира: к ней придет Бог, и
придет не в грохоте, не в страхе, а в радости и полноте детства, и через
нее воцарится в мире Ребенок, слабый и беззащитный, но который
навсегда, навеки сделает бессильными все силы зла.
Так вот то, что празднуем мы на Благовещение, вот почему праздник
этот всегда был и навсегда останется такой радостью, таким светом. Еще
раз — понять и выразить это в ваших категориях невозможно, ибо все ваше
так называемое научное безбожие к тому как раз и сводится, что вы
своевольно, безапелляционно объявили несуществующим, ненужным и вредным
целое измерение человеческого опыта, и объявили несуществующими все те
слова и понятия, в которых он был выражен. Для того, чтобы спорить с
вами на вашем языке, нужно предварительно спуститься в какой-то темный
погреб, где не видно неба — и потому оно отрицается, где не светит
солнце — и потому его нет, где все уродливо, грязно и темно, и потому
отрицается красота, где невозможна радость, и потому все — злые и
грустные. Но если выйти из погреба и подняться, попадаешь в ликующий
радостью храм, и там опять слышно: «Архангельский глас вопиет Ти,
Чистая, радуйся, и паки реку: радуйся!»
Публикуется по изданию: Протопресвитер Александр Шмеман. Воскресные беседы. М., 2007 г.
Источник: http://www.pravmir.ru/blagoveshhenie-2/
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|