Введение во храм Пресвятой Богородицы (греч. Εἴσοδος
τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ, лат. Praesentatio S.
Mariae in templo) — христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что
родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего
ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский
храм, при котором она жила до своего обручения праведному Иосифу.
Празднуется в Православной церкви 21 ноября по юлианскому
календарю (4 декабря по новому стилю) и принадлежит к числу двунадесятых
праздников, в Католической церкви 21 ноября по григорианскому календарю, в Коптской
церкви 29 ноября (ru.wikipedia.org).
Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из великих
церковных праздников, который связан с приведением Пресвятой Богородицы Ее
родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.
Для начала нужно особо подчеркнуть: событие праздника не
упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних
апокрифических текстов, таких как греческое Протоевангелие Иакова II века (7:
2–3) и латинское Евангелие Псевдо-Матфея IX столетия. Они отражают устное
предание, но, разумеется, дополнены подробностями из библейских книг, имеющих
прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской
истории Сретения (Лк. 2: 22–38).
Опираясь на упомянутые источники, можно восстановить такую
событийную композицию: родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, когда их
Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет
посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около его входа стояли
призванные отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками, для того
чтобы Мария возлюбила храм со всей пламенной сердечностью. Пресвятая Дева,
несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была
встречена и благословлена первосвященником, по преданию – Захарией, отцом
Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный кивот Божий (ср.:
1 Пар. 15) была введена во Святая Святых, куда имел право входить только
первосвященник однажды в год (см.: Исх. 30: 10; Евр. 9: 7). «А какое значение в
деле воспитания и предуготовления будущей Богоматери имел Ее доступ в этот
алтарь ветхозаветного храма, в это место таинственного присутствия святейшего и
грозного Иеговы, это понятно и без объяснения. Нужно войти в душу и понять
образ мыслей древнего благочестивого еврея, чтобы понять и то, чем было в его
глазах Святое Святых. Скрытое за тяжелою открывающеюся лишь раз в году завесою,
страхом мгновенной смерти охраняемое не только от входа в него, но и от
нескромного взгляда внутрь его, погруженное в потрясающий таинственный и
священный мрак, – оно для еврея поистине немногим отличалось от самого неба;
быть там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним, всем существом
почувствовать действительное присутствие, действительную близость Бога». Таким
образом была явлена исключительная роль Марии в судьбе человечества.
Событие Введения стало началом нового этапа в жизни
Пренепорочной Девы – пребывания при Иерусалимском храме, которое продолжалось
до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя там, Мария всецело посвящала
Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени
Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать
отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.
Обращаясь к эортологии, нужно сказать: Введение во храм
Пресвятой Богородицы в настоящее время входит в число великих двунадесятых
праздников и имеет устойчивое место в церковном календаре.
Но установлено данное празднование позднее других из этого
ряда. Правильнее всего связывать его появление с деятельностью императора
Юстиниана I. Он построил в 543 году на развалинах Иерусалимского храма огромную
церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой, для отличия от
прежней, располагавшейся около Овчей Купели, напротив храма.
В VIII столетии данный праздник отмечается в некоторых
месяцесловах, хотя сведения о нем крайне скудны, видимо, потому, что служба на
Введение совершалась без отличительной торжественности. Вместе с тем к
указанному периоду относятся две пространные гомилии, приписываемые патриарху
Константинопольскому Герману I († 740). Их наличие может свидетельствовать о
традиции, пусть до конца и не устоявшейся, празднования Введения в
Константинополе VIII века.
Уже с IX столетия праздник получает широкое распространение
на христианском Востоке.
Однако Введение во храм долгое время характеризовалось
нестабильным эортологическим статусом. Окончательно оно вошло в число
двунадесятых праздников только после XIV века, хотя во многих вариантах
Студийских и Иерусалимских типиконов XI–XIV столетия оно уравнивается с
остальными величественными праздниками. При этом даже в печатных типиконах XVII
века явная богослужебная специфичность Введения указывает на то, что оно
несколько уступает последним.
В качестве даты празднования практически повсеместно принято
21 ноября. Исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых
Введение отмечается 29 ноября, а также отдельные календари, бытующие в Римской
Церкви, где оно было подвижным праздником и праздновалось в воскресный день
после 11 ноября.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/33009.htm
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|