Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы —
сорока дней — и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой.
Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а
Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни,
страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста
вместе со Страстной седмицей — 48 дней.
«Весна постная» — так называет Православная церковь время Великого
поста, lent – (от древнеанглийского Lencten – весна) называется Великий
пост в англоговорящих странах, напоминая о то, что пост – это время
духовного расцвета и пробуждения.
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы
Великого поста. Говорится в народе: «хорошее начало — половина дела».
Видимо, поэтому многие христиане более строго постятся в первую неделю
поста. Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной,
молочной, рыбной пищи и яиц, но меру своего поста надо обязательно
согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.
В православных странах жизнь во время Великого поста кардинально
менялась: закрывались театры, бани, игры, прекращалась торговля мясом,
на первой неделе Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в
учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По
свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни
Великого поста без необходимости не выходили из своих домов. Царь
Алексей Михайлович, царица и их взрослые дети в первые три дня поста
соблюдали строгий пост, усердно посещали церковные службы. Только в
среду после литургии Преждеосвященных Даров царь вкушал сладкий компот и
рассылал его боярам. С четверга до субботы он снова постился, а в
субботу причащался Святых Христовых Таин.
В Греции и сегодня первый день поста – выходной.
Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью.
В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверии читается канон Св. Андрея Критского
с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В этом каноне
приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета,
применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего
свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний,
в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда
как в обычных канонах их бывает около 30).
Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.
В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит
освящение «колива» т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св.
Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам
для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому
Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу,
оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но
употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).
В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество православия»,
установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления
почитания святых икон. Во время этого праздника выставляются, в середине
храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы.
В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине
храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об
утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный
всех отступивших от Церкви.
Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы,
жившего в 14 веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг
поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом,
каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл
учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во
второе воскресенье Великого поста.
В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой
Крест. Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: Кресту
Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.
Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для
того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить
постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для
поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и
четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века – святой Иоанн Лествичник,
который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении
«Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождение человека к
духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к
вечно пребывающей славе.
В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской».
Жизнь Св. Марии Египетской – великой грешницы, которая смогла искренне
покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в
покаянии – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.
В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице»:
читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в
благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от
врагов.
В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской.
В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.
Шестое воскресенье Великого Поста – великий двунадесятый праздник, в
который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные
страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением. Неделею Вайи и
Цветоносною, На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды,
распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви
раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до
конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).
Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная Седмица.
Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего,дух праздности, уныния,
любоначалия и празднословия не даждь ми.(Земной поклон). Дух же
целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
(Земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.(Земной поклон).
Боже, очисти мя грешного,
(12 раз и столько же поясных поклонов).
(Потом повторить всю молитву):
Господи и Владыко живота ……. во веки веков, аминь.
(и один земной поклон).
Три субботы — второй, третьей и четвертой недель Великого поста
установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.
Источник: http://www.pravmir.ru/kalendar-velikogo-posta/
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|