Не буду подробно останавливаться на том, кто был сей преподобный. Он - святой подвижник, живший в VI-VII вв.
В данный момент я читаю его книгу "Душеполезные поучения" (фактически, единственное духовное наследие оставшееся от аввы Дорофея), которая, по утверждению издателей, переведена с греческого на русский и затем перевод этот сверяли с церковно-славянским переводом...
Так вот, прочитал несколько наставлений и сразу бегом исправлять ошибки последних недель, пока не стало слишком поздно. Страшно даже что-то говорить и делать. Хочется остановится и подумать.
Верно утверждает авва Дорофей, говоря, что прежде всех добродетелей является смиренномудрие (проще говоря, ряд добродетельных устремлений души, включающих в себя смирение и послушание) сопряжённое с отсутствием дерзости ((пре)небрежение к окружающим, к вещам, к поступкам, мыслям; нескромные слова, взгляды, движения и прочее). Без смиренномудрия мы неизбежно придаёмся гордости, тщеславию, самолюбию, самооправданию... Делаем явные гадости и зло, не замечая этого. Даже будучи в вере православной. Сама по себе вера ещё ничего не даёт, нужны усилия, а именно сначала отвержение зла и своей воли, а зате
... Читать дальше »
Один батюшка вообще ничего не умел. Не умел отремонтировать храм, и храм у него так и стоял пятый год в лесах. Не умел с умом заняться книготорговлей, выбить точки, запустить книжный бизнес.
Не умел отвоевать себе домика причта или хотя бы помещения под воскресную школу. У него не было нужных связей, щедрых спонсоров, десятков и сотен преданных чад, не было машины, мобильника, компьютера, e-mail-а и даже пейджера. У него не было дара рассуждения, дара чудотворения, дара прозорливости, дара красивого богослужения — служил он тихим голосом, так что, если стоять далеко, ничего не было слышно. И чего уж у него совершенно не было, так это дара слова, проповеди он мямлил и повторял все одно и то же, из раза в раз. Его матушку было не слышно и не видно, хотя она все-таки у него была, но вот детей у них тоже не было. Так батюшка и прожил свою жизнь, а потом умер. Его отпевали в хмурый ноябрьский день, и когда люди хотели по обычаю зажечь свечи — свечи у всех загорелись сами, а храм наполнил неземной свет.
Когда смотришь на евангельских грешников, слушаешь их слова и видишь их поступки, невольно думаешь: какие эти грешники, в сущности, хорошие люди по сравнению с нами, с людьми нашей эпохи.
Вот разъяренная нарушением заповеди Божьей толпа подходит к Спасителю. Она влечет женщину, "взятую в прелюбодеянии", и готова ее за это побить камнями… Как благоговейно эта толпа выслушивает мудрый и кроткий ответ Спасителя на свой вопрос, и как сильно, живо говорит в это время совесть человеческая в каждом из этой толпы… Разве нечто такое возможно теперь? Безмолвные, обличаемые внутренним судом совести, эти грешники рассеиваются… Разве это могло бы произойти теперь? Трудно, во-первых, предположить, что люди наших лет, столь искренне и так религиозно стали бы возмущаться прелюбодеянием; этот грех теперь приукрашен, обвит всеми бумажными лентами литературы, театра, фильма. Это область безчисленных подражаний, особого тщеславия и своей героики. Разве возможно сейчас проявление такого религиозного отношения к греху, как у этой еврейской и языческой иерусалимской толпы? Смотрите, как начали все эти люди один за другим уходить, "обличаемые совестью" своей! Немногие общественные обвинители ближнего могли бы сейчас проявить такую нравственную чуткость.
Портал Богослов.ру опубликовал статью профессора МДА В.Кириллина "Церковная составляющая русской языковой культуры": http://www.bogoslov.ru/text/532492.html
В статье представлены результаты исследования, проведенного автором. Они показывают, что если бы модернистский проект перевода Богослужения на русский язык и состоялся, он стал бы переводом ... Читать дальше »
Честно говоря, очень рад, что в последнее время стало появляться много православной литературы с такими названиями, как "300 вопросов священнику о православной вере и Церкви", "Что скрывают от молодых...", "Брак - православный взгляд", "О православном воспитании мальчиков/девочек", "Как вести себя в православном храме" и т.п.
От Православной Церкви давно ждали ответов на множество житейских, социальных, нравственных и других вопросов, причем ответов чётких, однозначных. Сегодня эта потребность людей может быть легко удовлетворена: в церковных лавках, в библиотеках храмов, даже в обычных книжных магазинах (не во всех правда) читатель сможет найти православную литературу, в которой может узнать ответы на все свои вопросы.
Безусловно, подобное распространение печатных трудов православных людей (ведь пишут о жизни верующих не только священники, но и православные психологи, жирналисты - например, о святых местах) породило множество псевдоправославной литературы - книг, которые к Православию относятся только своим названием, а их содержание противоречит учению Православной Церкви.
Это стихотворение было написно Митрополитом Московским Филаретом в ответ на стихотворение А.С. Пушкина ("Дар напрасный, дар случайный..."), написанное в часы тяжелого состояния души поэта
... Читать дальше »
Петьялы - небольшая деревушка В заброшенной российской полосе, Где средь долин, у речки, две избушки В необъяснимой сказочной красе, Где у холма раскидистые древа Стоят, как будто вечность сторожа, И из глубин небес Пречистейшая Дева Взирает на святые купола. И жизнь и гробовые изваянья (Тут - человек, а тут - его лишь тень), Молитвы, вековые покаянья Хранит церковная дощатая ступень. Что годы? Что века? Все Божии законы. Окинет взор неизменившийся окрест, И крестится рука на древние иконы, На Животворящий чудный Крест.
Как-то в интернете нашел это стихотворение. Оно, конечно, сейчас не очень актуально :), но все-таки...
Праздник великий настал уже снова; Всюду веселье, пиры, торжество... Вспомним, какое поведал нам слово Тот, чье справляем сейчас Рождество: "Каждый да будет всегда милосердным К слабым, сиротам, убогим, больным! Тем, что имеет, поделится с бедным И назовет его братом своим!" Так окажите же, други, участье: Многие встретят в нужде Рождество! Доброе дело - великое счастье. Это - святое души торжество!