В данный момент я читаю его книгу "Душеполезные поучения" (фактически, единственное духовное наследие оставшееся от аввы Дорофея), которая, по утверждению издателей, переведена с греческого на русский и затем перевод этот сверяли с церковно-славянским переводом...
Так вот, прочитал несколько наставлений и сразу бегом исправлять ошибки последних недель, пока не стало слишком поздно. Страшно даже что-то говорить и делать. Хочется остановится и подумать.
Верно утверждает авва Дорофей, говоря, что прежде всех добродетелей является смиренномудрие (проще говоря, ряд добродетельных устремлений души, включающих в себя смирение и послушание) сопряжённое с отсутствием дерзости ((пре)небрежение к окружающим, к вещам, к поступкам, мыслям; нескромные слова, взгляды, движения и прочее). Без смиренномудрия мы неизбежно придаёмся гордости, тщеславию, самолюбию, самооправданию... Делаем явные гадости и зло, не замечая этого. Даже будучи в вере православной. Сама по себе вера ещё ничего не даёт, нужны усилия, а именно сначала отвержение зла и своей воли, а затем устремлённость к добру и постоянному смиренномудрию, иначе не найти нам мира душевного. И касается это не только монахов, но и всех тех, кто считает себя христианами. Вообще, разница между монахом и мирянином только в том, что один вступает в брак, а другой - нет. В монастырях и церквях нас преследуют всё те же искушения и страсти, которые преследуют людей и в миру, только под другими внешними обличьями. Можно стяжать дорогие автомобили, предпочитая их своим близким, а можно стяжать святые иконы, делая их важнее самих святых изображённых на них и христианских добродетелей. Всех нас преследует одна и та же проблема - повреждённость нашей человеческой природы, которую мы обязаны побеждать, как делал это Иисус Христос в своих крёстных страданиях.
Не буду, наверное, углубляться далее в размышления. Просто скажу, что книга очень сильная и вразумляет моментально. Читается прямо на одном дыхании и нечем возразить против написанного...
Однако, хочу заметить, что перед её прочтением, всё же, должен быть какой-то опыт в чтении духовной литературы и Священного писания. Иначе, мало что будет понятно, тем более, учитывая языковые особенности тех веков. Сначала, как мне кажется, надо познакомиться с творениями митрополита Антония Сурожского, архимандрита Иоанна Крестьянкина и подобных им. И то, поначалу бывает, далеко не всё понятно. Это уже зависит от индивидуальных особенностей читающего. К духовной литературе вообще надо подходить крайне осторожно, т.к. она, как несёт огромнейшую пользу, так и может нанести нам непоправимый вред, если не разумеем, что читаем и берёмся за то, чего не доросли.
И ещё, всем без исключения советую посетить отличный сайт об актуальных духовных проблемах XXI века и их решении - Иоанн - Душевный Лекарь