18 декабря Церковь празднует память преподобного Саввы Освященного.Чем близок русскому православному человеку этот святой, живший в V-VI веках в Палестине? Дело в том, что в основанном им монастыре появился и сформировался устав или чин Богослужения, по которому с XIV-XV веков совершались Богослужения в Русской Церкви, Устав Иерусалимский или Савваитский. До этого в России служили в основном по уставу Студийского Константинопольского монастыря. Службы, совершавшиеся по уставу монастыря преподобного Саввы, были более продолжительными, в них большее место отводилось Псалтири, и еще - в этом уставе существовали службы, которые мы сейчас называем бдениями, "агрипнии", в Студийском уставе таких служб не было. Еще по сравнению со Студийским уставом Иерусалимский знал ярко выраженное отличие будничных служб от праздничных. Хотя песенное исполнение текстов Богослужения было значительно упрощено.
Какое
значение имеет для мирянина устав Богослужения, ведь большинство из нас
не поет в Церкви, не "составляет служб"? М.С.Красовицкая пишет: "люди,
стоящие в храме, являются не присутствующими, а участниками
богослужения", и обосновывая мысль о значимости формы Богослужения, с
большим сочувствием цитирует одного из церковных писателей начала XX
века: "Обряд долгое время вел за представителей Церкви почти все их
дело и делал его хорошо. В то время, как мы, не согретые огнем веры,
малодушно или равнодушно молчали, обряд говорил за нас. Только
всматриваясь в обряд, только вслушиваясь в него, вдумываясь, часто лишь этим путем человек доходил до учения Христа и согревал им свою душу.
Он любил обряд, ибо чувствовал за ним дух, создавший его и его
оживляющий: подвижников чувствовал за ним, вдохновенных служителей
Бога. Обряд был "святым местом", где человек достигает Бога, где Бог
касается человека. И человек видел, что бьется и горит около обряда,
внутри его любящее правдивое сердце святых, что оживляет высокая
творческая мысль их, что в нем чувствуется воля, направленная к
утверждению добра на земле. И видел он, что Бог отвечает на стремление,
на призыв человека; отвечает на вздох молитвы, на глубокое чувство,
прозвучавшее в церковной мелодии, на слова поэта, сказанные в церковной
песне, на святые мечты, на образы художника, которые он запечатлел в
иконе. Обряд учил миропониманию и учил нравственности: он проповедовал, обличал, утешал, смягчал озлобленных, укреплял смиренных" .
Память
преподобного Саввы - хороший повод для нас обратить внимание к
храмовому Богослужению, поскольку без вдумчивого изучения его и
осознанного участия в нем невозможна христианская жизнь.