У православных христиан начинается Рождественский пост. Рождественский пост — один из четырех многодневных постов в православии: он продлится с 28 ноября 2013 по 6 января 2014 г.. Рождественский пост готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова.
Рождественский пост менее строгий, чем Великий пост и Успенский пост - по уставу во вторник, четверг, субботу и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. В обычной приходской практике в Рождественский пост исключаются мясо, яйца и молочные продукты. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и в дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Больным и детям допускается послабление физического поста: Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Митрополит Антоний Сурожский о Рождественском посте
Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход — также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принес плода, — как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха?
Притча эта будет читаться в конце рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода? Протоиерей Александр Ильяшенко: Пост — как тренировка перед соревнованием!
Постом меняется напряжение духовной жизни. Православный
человек в своей жизни вырабатывает некий средний режим, на котором он
живет, а постом человек переходит на режим более напряженный. Это
происходит так же, как в спорте: человек изо всех сил тренируется, но
перед соревнованиями он переходит на особый режим питания, режим жизни,
режим тренировок. Так и в жизни христианина: если получается перейти на
более напряженный духовный ритм – цель поста достигнута.
Обычно мы привыкаем к своим небольшим, на первый взгляд,
грехам: раздражаемся, где-то не проявим деликатности, где-то незаметно
себе потакаем. Если ты повторяешь на исповеди одно и то же изо дня в
день, — это надоедает. И здесь проявляется искусство, подобное искусству
и умению спортсмена быть на пике своих возможностей. Быть на пике
всегда – невозможно, поэтому мы должны учиться жить более напряженно,
чем мы живем в своей повседневной жизни.
Случается так, что наше намерение провести пост максимально
напряженно, наталкивается на внешние искушения, скажем, на проблемы с
коллегами. В таком случае нужно заранее умозрительно представить себе
ситуацию, проиграть, продумать, как поступить в этом случае. Ты думаешь о
человеке, с которым сложны отношения на работе, посмотри, не
всколыхнется ли в тебе нелюбовь? Если да, то надо приложить все свои
силы и горячо молиться за человека: «Господи, спаси и сохрани его!».
Господь призывает нас молиться о творящих напасть. Поэтому такой
молитвой мы исполняем волю Божию. Чтобы преодолеть в себе грех
благодатью Божией, надо от себя требовать напряженного усилия, и тогда
Господь дарует мир душе. Человек, возможно, снова сделает тебе плохо, а
ты будешь относиться к нему по-другому, потому что Господь тебя изменил.
А если ты не молишься, то внутри тебя спит нелюбовь к человеку: человек
совершит неприятный тебе поступок, а в тебе все всколыхнулось, как
будто не было никакой духовной работы. Работал ли ты над собой с
напряжением? Значит, результат не достигнут.
Отец Всеволод Шпиллер давал ученикам мясо для борьбы с
фарисейством. Часто мы внешнему придаем намного большее значение, чем
внутреннему. Например, приходит девушка и долго извиняется что она в
брюках, без платка. А потом она на исповеди или в беседе говорит об
очень тяжких грехах, которым придает намного меньше внимания, чем
отсутствию платка…
В случае с о. Всеволодом — старец предлагает съесть мясо – это
проверка твоей духовной дисциплины – ясно, что человек делает это с
определенной целью – это воспитательная мера. Сознавая, что это учебный
процесс, который выходит за рамки твоих привычек, ты уважаешь и ценишь
своего руководителя и спокойно ешь мясо. Известен эпизод из жития свт. Спиридона Тримифунтского,
когда он, постившийся строжайше, принял в своем доме странника и съел с
ним мясо, чтобы и тот тоже поел – это опыт жизни. Так и о. Всеволод
показывал, как тяжело подчиниться внутреннему и преодолеть внешнее:
труднее проявить послушание, нежели воздержаться.
Как быть с детским постом. Ребенок без мяса
может прожить, и у нас дети постились без мяса, все остальное мы им
давали. А Лидия Владимировна Каледа-Амбарцумова, скажем, давала
студентам мясной бульон: нагрузки студентов были большими и она усиленно
детей питала. В посте ребенка или в посте взрослого – не важно —
всегда надо знать меру. Если из-за поста дети вырастут больные – кому
это нужно? Подумаем, надо нам мериться силами с преподобным Серафимом
или Иоанном Кронштадтским, которые могли вообще не обращаться к врачам, в
таком случае нам можно готовить могилу. Пост должен быть в тех
границах, в которых он не вредит здоровью, и как только он начинает
портить здоровье — ослаблять пост.
Пост – это и школа и врачебница – врачебница от духовных недугов.
Желаю нашим дорогим читателям здоровья физического, возрастания
духовного и исцеления нравственного от недугов греховных.
Наталия Сухинина: Рождественский пост — добрый путь — добрые помыслы!
Раньше, в далеком и наивном детстве, имелась у меня маленькая зимняя
радость – встреча с первой пушистой елочкой. То ли были это радивые
продавцы, еще задолго до новогоднего праздника обряжавшие в магазине
елку в шары да гирлянды, то ли где-то в окошке напротив вспыхивали вдруг
разноцветные лампочки, то ли в метро над головами спешащих людей вдруг
проплывала зимняя красавица, поддерживаемая бережными руками – домой, к
детям, к их безграничной радости… Потом-то я привыкала. Но самая первая
елочка была благой вестью моему нетерпеливому сердцу – скоро Новый год!
Теперь-то на моем «спидометре» много верст понакручено, и уже
грамотная, от зубов отскакивают знания про все и про вся. Знаю, что
Новый год православные люди отмечают без шума и веселья, потому что не
он наш главный праздник зимы. Наш главный – Рождество Христово
– чуть позже Нового года, самую малость потерпеть. Но слово «Рождество»
задолго до самого праздника, как случайная елочка моего детства, не
сходит с уст православных христиан. Вернее не Рождество, а – рождественский.
- С постом тебя с Рождественским!
- Вот и Рождественский пост подоспел…
- Рождественский пост на дворе, надо нам настороже к себе быть.
Рождественский пост… Еще не Рождество, а мы произносим это слово
охотно. Еще нам до него шагать и шагать, листая версты-листочки
календарные. И что интересно – нет привычки. Сколько раз уже, слава
Тебе, Господи, вступаю на дорогу, ведущую к Рождеству. Дорогу, именуемую
Рождественским постом. А всегда как вновь. Всегда волнуюсь, радуюсь и –
робею. Как оно будет, каким окажется на этот раз моя дорога, какими
встречами благословит Господь, какие испытания пошлет, какими радостями
утешит?
Пост-то не особенно строг, разрешается вкушать рыбу. Но мы подчас
усматриваем в этом послаблении возможность не очень-то напрягаться. Рыбы
сейчас в магазинах! Широкий бредень у нынешних рыботорговцев, глаза
разбегаются – копченая, заливная, соленая, свежая… вот тебе и пост, вот
тебе и особый «подвиг» духовного возрастания. А может, это еще одна
Господняя милость к нам, немощным? Но не в том милость, чтобы накушаться
всяческой рыбки впрок и надолго, а чтобы силы, высвободившиеся от
нестрогого поста, направить, наконец, на борение с изнуряющими,
въевшимися в плоть и кровь грехами?
Взять хотя бы такой «пустяк» как телефонные разговоры. Ведь за
две-три минуты можно спокойно сказать все, что мы развозим на сорок
минут, а то и на «добрый» час. Почему? А судачим, перемываем косточки,
одно и то же повторяем в зуде многоглаголанья. А потом сетуем – времени
не хватает, нет минуточки к сыну в дневник заглянуть, с дочкой о
сокровенном пошептаться, умную книгу почитать, помолиться толком.
Господи, прости нас, грешных… Ведь идем к Твоему светлому празднику
Рождества, а по дороге не в небесную синь вглядываемся, а шарим жадным
прищуром по придорожным кустам. Беда нашего бытия – досужие разговоры.
Пустяковый такой недуг, а как репей на нашем придорожном костюме.
Нестрогий пост, рыба благославляется… Но в остальном строг. И пересуды,
сплетни, многоглаголанье никто нам в этот нестрогий пост, как рыбу, не
благословлял.
Больше месяца длится Рождественский пост. За это время вполне можно
одолеть полезный навык доброго молчания. Спросили – ответили. Спорят –
не встревай со своим скорым мнением, надо сказать – скажи коротко, без
размазывания темы по чужим мозгам, не испытывая терпения близких своими
занудными постулатами. А ведь до чего мы лукавы!
- Не в осуждение говорю, а в рассуждение, – смиренно губы подожмем,
глаза долу опустим да и пойдем месить чужую грязь по чужим
душам-потемкам. Да еще заедая хулу эту поганую благословенным
бутербродом с рыбкой.
Нестрогий пост. Да строго спросит Господь и за эту долгую дорогу к
празднику. Денечки бегут, быстро бегут, безвозвратно. Вчерашний день
искать – дело зряшное, сетовать о прожитых впустую годах тоже. Но вот
Рождественский пост вновь стелется перед нами календарной дорожкой –
понедельник, вторник… воскресенье. Пойдем по ней широким шагом не
боящегося трудностей путника, освободим свою поклажу от случайного и
бессмысленного груза. Расправим плечи. К Рождеству. К ликованию. К
празднику. Добрый путь – добрые дела, добрые помыслы, доброе устроение
души.
Источник: http://www.pravmir.ru/rozhdestvenskij-post/
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|