Этот пост установлен перед
великими праздниками Преображения
Господня и Успения Божией Матери и продолжается
две недели — от 1 до 15 августа (по
старому стилю).
Успенский пост дошел до нас с древних времен
христианства.
В беседе Льва Великого,
произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание
на Успенский пост: "Церковные посты расположены
в году так, что для каждого времени предписан
свой особый закон воздержания. Так для
весны весенний пост — в
Четыредесятницу, для лета летний — в
Пятидесятницу (Петров пост), для осени
осенний — в седьмом месяце (Успенский), для
зимы — зимний (Рождественский)".
Святой Симеон Солунский пишет, что "Пост
в августе (Успенский) учрежден в честь
Матери Божия Слова, Которая, узнавши
Свое преставление, как всегда
подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи
святой и непорочной, и не имела нужды в посте;
так особенно Она молилась о нас, когда
намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и
когда Ее блаженная душа имела чрез
Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А
потому и мы должны поститься и воспевать
Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем
к молитве за нас. Некоторые, впрочем,
говорят, что этот пост учрежден по случаю двух
праздников, то есть Преображения и Успения. И
я также считаю необходимым воспоминания обоих этих
двух праздников, одного — как подающего
нам освящение, а другого —
умилостивление и ходатайство за нас"
Святой праведный Иоанн Кронштадтский о
посте
Человек дорог у Господа, весь мир ему
покорен; Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения
его от вечных мучений, для примирения его с Богом.
Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему
в снедь, разные пития даны ему для услаждения его
вкуса, — но не для пристрастия, не в
единственное наслаждение. У христианина есть
наслаждения великие, духовные,
божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять
всегда плотские, умерять или совсем прекращать
их, когда они препятствуют наслаждениям
духовным. Значит, не для опечаливания
человека запрещаются пища и питие, не для стеснения
его свободы, как говорят в свете,
а для того, чтобы доставить ему истинное услаждение,
прочное, вечное, и потому именно и запрещаются
скоромные снеди и винные напитки (в пост), что
человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо
Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его
недостойно. А поврежденный грехами человек
удобно прилепляется к земным удовольствиям,
забывая, что истинное наслаждение его, истинная его
жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение
плоти.
Понедельник, среда, пятница - сухоядение.
Вторник, четверг - горячая пища без масла.
В субботу и воскресенье разрешается пища с
растительным маслом.
В день Преображения Господня (6 / 19
августа) разрешается рыба. Рыбный день в
Успение, если он придется на среду или пятницу.
13 августа 2001 года
Источник: http://http://www.pravoslavie.ru/put/1443.htm
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|