*** Действительно, ныне часто слышатся жалобы и недовольство жизнью, а между
тем, жизнь не только будущая, но и эта земная есть блаженство. Многие
этому не верят, что за блаженство, когда жизнь бывает полна всяких
огорчений, скорбей, утрат, – да, но оказывается, что и при наличии всего
этого жизнь может быть блаженною, и это блаженство заключается в
исполнении заповедей Христовых. (прп. Варсонофий Оптинский)
*** Многие мои духовные дети часто причащаются, от того и исповедывать их
мне легче, я знаю всю их душу; тех же, которые по два или три года не
говеют, и исповедовать трудно, очень уж замарается душа, не знаешь, как
очистить ее. (прп. Варсонофий Оптинский)
*** Напрасно ты думаешь, что богатство или изобилие, или, по крайней мере,
достаточество было бы для тебя полезно или успокоительно. Богатые еще
более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и
недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек
не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий
Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие
(прп. Амвросий Оптинский)
*** За все постигающее нас скорбное или болезненное, а иногда и
утешительное, не воздавая должного благодарения и славы Богу, в вышних
живущему во свете неприступней, мы лишаемся мира Христова,
превосходящего всяк ум (прп. Амвросий Оптинский)
*** В общественной молитве не надобно отличаться от прочих поклонами или на
коленях молиться, а когда положены по уставу поклоны, то надобно класть в
приличное время. Внутренние чувства не надобно при всех выражать: а
если придет чувство умиления, то надобно иметь оное сокровенно: Бог зрит
на сердце (прп. Макарий Оптинский)
*** Не в том дело чтобы быть исправной. Ибо пред Господом кто может быть
исправен? И Господь не ищет от нас безгрешия, а ищет от нас покаяния, с
сознанием своей греховности и с самоукорением (прп. Иосиф Оптинский)
*** В церкви старайся творить Иисусову молитву, тогда и рассеяность меньше будет у тебя (прп. Иосиф Оптинский)
*** Кончивши правило молитвы, можно молиться о чем придет усердие (прп. Амвросий Оптинский)
*** Вопрос: «Батюшка, помолитесь, чтобы мне исправиться». Ответ: « Самой
надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе
обливал слезами, молился и за Саула, а тот спаше и храпляше» (прп.
Амвросий Оптинский)
*** Чтобы человеку исправить себя, не надо вдруг налегать, а как тянут
барку: тяни-тяни-тяни, отдай-отдай! - Не всё вдруг, а понемногу. -
Знаешь рожон на корабле? Это такой шест, к которому привязаны все
веревки корабля, и если тянуть за него, то потихоньку и всё тянется, а
если взять сразу, то все испортишь от потрясения (прп. Амвросий
Оптинский)