Не приходится говорить о том, насколько насущно покаяние. Без него
христианская жизнь немыслима. Даже начаться она не может без покаяния.
Оттого к покаянию все время возвращается православный человек. И не
только мыслью, но и поступками – обязательно. Иначе получится, что наша
вера без дел мертва.
Покаяние сопровождает христианина всю его жизнь, какая бы долгая,
какая одухотворенная она бы ни была. Потеря покаянного духа означает
попросту уход человека с духовного пути, уход на путь погибели.
Вот почему подвижники стремятся к непрестанному покаянию (назовем его так, по аналогии с непрестанной молитвой).
Само собой понятно, что к непрестанному покаянию любому человеку путь
длинный и нелегкий. Можно ли на этом пути наметить какие-либо отдельные
шаги? Можно ли описать способы, благодаря которым человек способен по
нему двигаться? Несомненно.
Обратимся к огромному пастырскому опыту Православной Церкви.
Замечательный духовник первой волны русской эмиграции, архимандрит
Сергий (Шевич), отмечал, что мы каемся в грехе три раза: сразу по
осознании греха, в конце дня, на исповеди.
* * *
Первый раз: я каюсь в тот момент, когда понял, что совершил грех,
даже если осознание греха пришло сразу по его совершению. Не стоит
медлить с покаянной молитвой к Богу (и просьбой о прощении к человеку,
если я совершил грех против ближнего). Большая ошибка – отложить
покаяние «на потом», под предлогом, что «неудобно как-то сейчас» и т. п.
Грех подобен болезни, – чем раньше принялись за лечение, тем успешнее
оно будет. Чем раньше начато покаяние, тем меньше грех успеет повредить
мне. Коснеть в грехе опасно.
Стыд за свершенный грех не должен остановить меня на пути покаяния.
Напротив, стыд надо использовать для борьбы с грехом. Стыдно мне, потому
и каюсь. Если отложу покаяние на потом, то болезнь будет загнана на
глубину, бороться с ней будет значительно труднее.
* * *
Второй раз каюсь: в конце дня я мысленно перебираю его события и
вновь возвращаюсь к своему греху. Немного размышляю о нем (в чем его
причины, каковы его последствия, как с ним бороться), прошу Бога о
прощении.
Это настоящее ежедневное духовное упражнение.
В русской православной традиции оно ясно прописано в некоторых
молитвословах после вечернего правила: «Положи слово с самем тобою, и
испытание сотвори совести твоея, преходя и подробну исчитая вся часы
дневныя, начен от времени, когда восстал еси от одра твоего… вся твоя
деяния, словеса и помышления… Аще что лукавое соделал еси… кайся и моли
Человеколюбца».
Как всякое регулярное духовное упражнение, ежевечернее покаяние
требует от христианина волевых усилий. Каждодневное покаяние не займет
слишком много времени, если я не «утону в деталях», если днем буду
каяться, как только замечу, что не прав перед Богом и людьми.
Ежевечернее покаяние помогает человеку наладить внимательную христианскую жизнь.
* * *
Третий раз каюсь: на Таинстве исповеди перед невидимо присутствующим
Спасителем я прошу прощения, и священник произносит разрешительную
молитву, свидетельствуя перед Богом мое покаяние в грехе, я целую Крест и
Евангелие.
В грехе я каялся первый раз, преодолевая ложный стыд, каялся после
вечерних молитв, преодолевая лень. Все это содействует тому, чтобы на
исповеди я принес покаяние живое, неформальное и не поверхностное.
Слова архимандрита Сергия о покаянии дорогого стоят. Они побуждают
нас каяться чаще. Они исходят из сокровищницы пастырского опыта. В них
ощутимо горячее желание, чтобы покаянные труды облагораживали нашу
жизнь, приближали нас к Христу.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/62386.htm
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|