Блог » 2013»Январь»19 » О Богоявлении - Крещении Господнем (митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл)
00:36
О Богоявлении - Крещении Господнем (митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл)
Крещение Господне празднуется 19 января (нов. ст), относится к числу двунадесятых
господских праздников и имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.
О детских годах Иисуса достоверно известно весьма немногое. В сущности,
речь идет о единственном эпизоде, рассказанном евангелистом Лукой. Это
повествование о том, как Иосиф Обручник, Дева Мария и отрок Иисус
совершили паломничество в Иерусалим и посетили храм.
Из Евангелий мы знаем об Иоанне — великом Пророке, Предтече и
Крестителе Господнем, ровеснике Его и сроднике по плоти. Отцом Иоанна
был ветхозаветный священник Захария, а матерью — родственница Пресвятой
Девы Марии Елизавета.
Иоанн был человек праведный. Он рано удалился в Иудейскую
пустыню и вел там жизнь аскета и подвижника, питаясь только тем, что
давала ему пустыня. Впоследствии Иоанн сделался знаменит среди иудеев
своей удивительной проповедью, в которой призывал народ израильский к
покаянию. Множество людей стекалось на берег Иордана, чтобы своими ушами
услышать этот призыв праведника. И те из них, кто раскаивался в своих
грехах, в знак очищения принимали от Иоанна погружение в воды Иордана.
Это и было Крещение (по-гречески слово происходит от глагола «баптизо» —
«погружать»). Иоанн крестил крещением покаяния, которое символизировало
обретение чистоты и освобождение от греха после принесения
чистосердечного раскаяния. Некоторые люди, полагавшие, что он не только
праведник и пророк, «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли
он» (Лк. 3. 15). Сам же он говорил о себе как о Предтече, то есть о том,
кто предшествует Спасителю: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь
Господу...» (Ин. 1. 23).
Приуготовление же пути, в первую очередь, означало приведение
людей к покаянию и исправлению. Призывая людей осознать свои грехи,
Иоанн умягчал их жестокосердие, подготавливал соплеменников к восприятию
проповеди грядущего вслед за ним Господа Иисуса Христа. Поэтому пророк
Иоанн именуется Крестителем и Предтечей Спасителя.
Вместе с другими людьми Иисус пришел на берега Иордана. Иоанн
же, духом прозрев, что перед ним не обычный человек, сказал пришедшему:
«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
И услышал в ответ слова Спасителя: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3. 14–15).
Это означало: делай то, что тебе должно делать. И безгрешный по
природе Спаситель вместе с грешниками вступил в воды иорданские,
приемля крещение покаяния. И в тот момент Иоанну открылось, как через
отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. И услышал
Иоанн глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое
благоволение» (Мф. 3. 17).
Установленный в честь этого Евангельского события церковный
праздник Крещение иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло
явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в голосе, который
слышал Иоанн, Бог Сын принимал Крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой
«в виде голубя» осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное
Откровение о Боге — Троице, едином по существу и троичном в лицах.
Есть у этого события и еще одно важное прочтение: Господь Иисус
Христос, не имея на Себе от рождения никакого греха, приходит на берег
Иордана в толпе людей, как один из многих, и принимает крещение от
Иоанна. Христос является народу не как грозное Божество, нисходящее с
небес в блистании молний и грохоте грома, не как всевластный земной
владыка или великий герой, которого людская молва могла бы наделить
Божественным могуществом, но смиренно смешавшись с сонмом кающихся
грешников, как Сын Человеческий. И в момент этого уничижения дается
Откровение о том, что Иисус есть возлюбленный Сын Божий, на Котором
почиет Божественное благоволение.
Таким образом, Богоявление на реке Иордан и событие Крещения
открывают нам тайну не только Святой Троицы, но и воплощенного Сына
Божия. Иисус Христос есть второе лицо Святой Троицы, обладающее полнотой
Божественной природы, но одновременно Он — человек. Как пишет
преподобный Иоанн Дамаскин, «один и Тот же Господь наш Иисус Христос
есть совершенный Бог и совершенный человек». При этом Божественная
природа не подавляет и не поглощает человеческую, но обе они сообщают
Богочеловеческой личности Иисуса Христа гармоническое единство,
сочетаясь неслитно и одновременно нераздельно.
И, наконец, еще одно весьма важное измерение события Крещения.
Господь чист, Он не имеет греха. Зачем же Ему потребовалось войти в
толпу кающихся, чтобы исповедовать грех, которого на Нем нет, и принять
очищение, в котором Он не нуждается? Это представляется на первый взгляд
лишенным всякого смысла. Однако именно это деяние Спасителя зримо
свидетельствует о цели Его прихода в мир сей: взять на Себя грехи
людские и, искупив их безвинной Своею кровью, освободить и спасти род
человеческий.
Безгрешный пришел на Иордан и принял крещение покаяния,
свидетельствуя тем самым, что Он человек по плоти, что Он один из нас.
Будучи безгрешен, Он уподобился последнему из грешников, уравнял Себя с
падшими и заблудшими, чтобы разделить с ними бремя их прегрешений и
подать исцеление их душам.
В древности Рождество и Крещение праздновались в один день, и
праздник этот именовался Богоявлением. В Вифлеемской пещере является
миру Сын Божий, а на берегу Иордана в особом видении открывается полнота
Триединого Божества.
Мы знаем, что грех разлучил Бога и человека, Творца и творение.
Богоявление — это знак присутствия Бога в мире, в человеческой истории.
Иисусом Христом разрушается средостение, разделявшее Бога и человека.
Бог стал человеком, сделался соприроден человеческому естеству,
а значит, и миру сему. Отныне в нем преизобилуют Божественная благодать
и Божественная сила. И когда в праздник Крещения мы освящаем воду, то
тем самым свидетельствуем великую истину о всепроникающем и спасительном
присутствии Божественной энергии в физической природе нашего мира.
Святая вода есть великий символ присутствия благодати Божией в жизни
вселенной.