Покров Богоматери. Икона. XIV — XV вв. (Третьяковская галерея)
В царствование
Льва VI
Философа (886 – 911) в 910 году, во время
вторжения сарацин в пределы Греческой
империи, св. Андрей Юродивый и его ученик
Епифаний, находясь в 1-й день октября во
Влахернском Константинопольском храме,
где хранилась риза Богородицы, при
всенощном воскресном пении видели в
воздухе чудное явление Пресвятой Девы
Богородицы, окруженной как венцом
пророками, Апостолами и Ангелами, сияющей
солнечным светом, молящейся о грешном
мире и покрывающей христиан честным
своим омофором. Сподобившийся этого
видения Андрей спросил своего ученика
Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и
Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу,
святой отче, и ужасаюся», - отвечал ему
Епифаний. Видение прославлено было
сперва молящимися в храме, потом во всем
Константинополе. Жители города, услышав
об этом утешительном знамении,
исполнились радости и упования, что Бог
по молитвам Заступницы избавит их от бед,
нанесенных вторжением сарацин.
Действительно, вскоре после видения
враги Церкви были побеждены и прогнаны.
Во Влахернской церкви сохранилась память
о дивном явлении там Богоматери, но
Греческая Церковь такого праздника не
знает.
Честь
установления этого праздника
принадлежит Русской Православной Церкви,
которая от самого своего начала
вверилась покрову Богоматери и освятила
этот день торжественным празднованием.
Чудесное видение произошло 1 октября, и в
этот день Церковь установила праздник
ежегодного воспоминания явления и
особенного над нашей Церковью покрова
Богородицы. Прославляя свою небесную
Заступницу, Церковь поет: «днесь
благовернии людие светло празднуем,
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к
Твоему взирающе пречистому образу,
умильно глаголем: покрый нас честным
Твоим покровом и избави нас от всякаго
зла, молящи Сына Твоего Христа Бога
нашего, спасти души наша» (тропарь
праздника).
«Владычице, с
честными и славными пророки, с верховными
Апостолы и со священномученики, и со
архиереи, за ны грешныя Богу помолимся.
Твоего покрова праздник в
Российстей земли прославльшия» (8-й
песни 2 тропарь канона на день Покрова).
Этими словами объясняется, что праздник
Покрова Богородицы действительно
установлен в православной России и
особенно почитается.
В России
праздник Покрова Божией Матери был
установлен в середине XII века стараниями
святого князя Андрея Боголюбского.
Запись об этом содержится в Прологе XII
века. В 1165 году вблизи Владимира был
построен всемирно известный
древнерусского зодчества - храм Покрова
на Нерли. Другой известнейший собор в
честь Покрова Божией Матери (храм Василия
Блаженного) расположен в центре Москвы,
на Красной площади. Его строительство
связано с походом царя Иоанна IV Грозного
на Казань в 1552 году. В праздник Покрова
русские войска одержали решающую победу
над татарами.
Праздник
Покрова Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии является великим недвунадесятым, и,
кроме соответствующего Богослужения,
Православная Церковь имеет акафист
Покрову Богоматери.
Утешительным
свидетельством особенного Покрова
Божией Матери для Православной Церкви
служат и все воспоминания многочисленных
явлений благодатной помощи Матери Божией
верующим.
Псково-Покровская икона
Богородицы находилась в Псковоградской
Покровской церкви, и точная копия с нее –
в Московском Успенском соборе, над южными
дверьми придела во имя святых Апостолов
Петра и Павла, в деревянном киоте.
Празднование Псково-Покровской иконе в
Пскове установлено в память избавления
города в 1581 году от его осады Польским
королем Стефаном Баторием.
В 1581 году с 26
августа Стефан Баторий осадил со своими
войсками Псков. 27 августа, за несколько
дней до штурма, назначенного Баторием на
угол крепости при Покровском монастыре,
благочестивый старец Дорофей сидел в
сенях своей кельи и скорбел о бедствии
города. Вдруг он увидел над Псково-Печерской
обителью необыкновенный свет, который
подобно столпу возвышался до небес. Свет
шел от обители к Пскову через реку
Великую, по левую сторону Мирожского
монастыря. В этом свете узрел старец
Пресвятую
Богородицу, шедшую по воздуху и
сопутствуемую по левую руку преподобным
Антонием – начальником Киевских пещер, а
по правую – Корнилием, игуменом
Успенской Псково-Печерской обители.
Богоматерь, пройдя по воздуху через
городскую стену, вошла вместе с
преподобными в Покровскую церковь. Выйдя
из церкви и став вместе с преподобными на
стене города, Богоматерь спросила: «Где
Мирожский строитель Нифонт епископ
Новгородский?». При этих словах св.
епископ предстал пред Нею и, поклонившись
с видом глубокой скорби, сказал: «Владычица!
В моем монастыре сего лета не было
литургии». На это Богоматерь произнесла:
«Сыну моему и Богу тако изволившу». Потом
воззвала: «Где избранные Божии,
пребывающие в церкви Святой Троицы?» И
тотчас предстали пред Нею благоверные
князья Василий Киевский, Гавриил и
Тимофей Псковские, позади их стал
блаженный Николай и св. Евфросин с Саввою,
и все с благоговением поклонились Ей.
Богоматерь, взирая на город с видом
скорби, сказала: «О люди беззаконные! Вы
прогневали Сына Моего Господа и Бога, и
осодомили град сей скверными делами. И
вот теперь пришла на вас беда велия». В
это время игумен Корнилий, Евфросин с
Саввою и блаженный Николай, пали перед
Нею и со слезами молились: «Владычице!
Есть грех на людех и беззаконие, не
прогневайся на них до зела, но помолися
Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за
людей согрешивших». После этого и все
благоверные князья, припали к ногам Ее и
со слезами молили Ее о защите города.
Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца
Дорофея, удостоившегося видения, и он в то
же мгновение увидел себя стоящим у ног
Богоматери, Которая сказала ему: «Старец,
иди немедленно к боголюбивым воеводам и к
Печерскому игумену, и в
собор Пресвятой
Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и
непрестанно молили Господа Бога, и
принесли бы старый Печерский образ и
хоругвь на стену города, где стою Я, и
чтобы поставили здесь одну пушку, а
другую внизу, для стреляния из них по
королевским шатрам и влево за
королевские шатры». Указывая рукой
означенные места, Пречистая Богоматерь
повелела старцу объявить людям, чтобы они
плакали о грехах своих и молили
милостивого Бога, и объявила, что Сама
будет молиться Сыну Своему и Богу о
прощении людских грехов.
Чудесное
видение, бывшее Дорофею, изображено на
иконе, на которой написаны: Богородица,
святые князья Василий-Владимир Киевский,
Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей
Псковские, архиепископ Новгородский и
Псковский Нифонт, преподобные Антоний
Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский,
Никола Блаженный Псковский, а также
святые преподобные Евфросин Псковский и
Савва Крыпецкий, и сам старец Дорофей. На
иконе изображены Покровский монастырь и
Покровская башня, Троицкий собор и
некоторые другие храмы, река Великая,
крепостные стены, Мирожский и Печерский
монастыри. На иконе помещено описание
чудесного явления Богоматери, и
составлена особая на память этого
события служба. Композиционно выделены
Покровский монастырь и Покровская башня -
центр происходящего, самое важное место
обороны (в память о днях осады монастырь
стали называть Покровским от Пролома.
Войскам Батория удалось пробить брешь –
«пролом» в крепостной стене, но псковичи
оттеснили врага, закрыли пролом и
отстояли город). Сложна и обособленна
иконография этой иконы, ей нет аналогов.
Эта икона
прославилась чудесами и стала известна
под именем Псково-Покровская по церкви, в
которой находилась. Празднование Псково-Покровской
иконе совершается 1 октября.
В 1601 г. был
учрежден Крестный ход в память о событиях
1581г., он повторял путь Крестного хода,
который совершали псковичи во время
осады Пскова. Когда процессия с особо
почитаемыми иконами Троицкого собора и
Печерского монастыря приближалась к
Покровскому храму, из него навстречу
выносили храмовую икону - почитавшийся
чудотворным Псково-Покровский образ
Богородицы.
В Московском
Успенском соборе празднование этой иконе
совершалась в благодарность за победу
над турками и татарами после войны с ними
с 1736 по 1740 гг.
После закрытия
храма Покрова Богородицы от Пролома
икона была передана в Псковский музей и
никогда до 1944г. не покидала Псков.
Во время
Великой Отечественной войны, в 1944г. икона
была вывезена немцами из церкви
Богоявления с Запсковья. В течение
десятков лет после окончания войны
считалось, что икона погибла. Псковские
археологи, архитекторы, реставраторы
радовались любой старой фотографии,
любой прориси этой иконы.
В 1970г.
неожиданно стало известно ее
местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst
прошла выставка «Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert», на
которой под номером 234 экспонировалась
икона из частного собрания в Berrchtesgadene со
странным названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков
Плескау и его окрестности). В собрание же
икона была помещена с еще более странным
объяснением сюжета: «перемещение
чудотворной иконы из Печерского
монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и
была икона Богородицы Псково-Покровская.
Почти сорок лет икона хранилась в доме
католической семьи из Баварии. Но все эти
годы ее владелица - госпожа Хильда
Карбахер желала, чтобы икона
возвратилась в Россию.
Известный
московский художник-реставратор и
искусствовед Савелий Ямщиков, выдающийся
знаток искусства Древней Руси, узнал
икону и сразу же обратился к научному
руководителю выставки и редактору
каталога Хайнцу Скробухе. Начались
предварительные переговоры.
Коллекционер был, кажется, согласен на
обмен, о чем Ямщиков проинформировал
псковские власти. Но для разграбленного и
опустошенного оккупантами Пскова,
потерявшего почти половину богатейшего
собрания музея, многочисленные книги и
архивные документы и т.д. выменивать свое
достояние у тех, кто его похитил, было
просто немыслимо.
Инициативе
реставратора не суждено было тогда
завершиться успехом. Но именно он нашел
икону и сделал все от него зависящее для
ее возвращения. С 1970г. местонахождение
иконы не менялось, она была все в той же
частной коллекции. В начале 1990-х гг.
Псковский государственный музей-заповедник
передал в отдел регистрации Министерства
культуры РФ список принадлежавших ему
особо выдающихся историко-художественных
ценностей, вывезенных в 1941 - 1944 гг.
оккупантами и не возвращенных музею.
Первым номером в этом списке значилась
икона Богородицы Псково-Покровская.
Во время визита
Президента России Владимира Путина в ФРГ
в 2000г. власти этой страны передали ему эту
икону. Президент дал обещание, что икона
будет передана Русской Православной
Церкви и возвратится на родную землю, в
Псков. 31 августа 2000г. русская икона была
передана Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси Алексию II послом
Германии в России Эрнстом Йорком фон
Штудницем.
«Для нас это в первую очередь
духовная ценность, которую невозможно
измерить никакими материальными
критериями», - сказал Святейший Патриарх.
Также Святейший Патриарх сообщил, что
будет установлено, в каком из псковских
храмов прежде находилась эта икона, и при
условии, что «храм действует и святыне
будет гарантирована безопасность, образ
будет возвращен этой церкви».
7 сентября 2001г. в Пскове
прошла торжественная встреча Псково-Покровской
иконы Божией Матери.
Эта икона - живая часть
древнего Пскова, неотъемлемая, как
Троицкий собор или Покровская башня, без
которых город немыслим. Теперь икона
Богородицы Псково-Покровская займет свое
место в главном храме Псковской области -
Троицком соборе.
(Историческая
справка о Дне Покрова Пресвятой
Богородицы и иконе Богородицы Псково-Покровская
подготовлена на основе книги протоиерея
Г.С. Дебольского «Дни Богослужения
Православной Церкви», т. 1, репринтное
воспроизведение 1996г. издания 1901г.; "Акафист
Покрову Пресвятой Богородицы", издание
Сретенского монастыря, М., 2000г. Рассказ
о современной истории иконы Богородицы
Псково-Покровская составлен на основе
материалов, подготовленных Натальей
Ткачевой, зав. реставрационным отделом
Псковского музея-заповедника).
Источник: http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pokrov/ (Сайта Храма Христа Спасителя в Москве)
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|