Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Γενέθλιον τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной и католической Церкви. В православии относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии); в католической церкви имеет ранг «праздника» (festum).
Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября н.ст. в XX-XXI веках) в церквах, придерживающихся этого календаря, включая большинство православных. В католической и некоторых православных церквах отмечается 8 сентября по григорианскому календарю.
О Пресвятой Богородице в Евангелиях сказано не так уж много. Ничего
не говорится там о Ее рождении на свет… Но так велико среди христиан
почитание Пречистой Девы и Матери Спасителя нашего, так крепка любовь к
Ней, что почти с самых первых веков церковное предание со тщанием
собирает сведения о Ее земной жизни.
Один из таких источников – апокрифическое Протоевангелие от Иакова,
написанное, как предполагается, во 2 веке (возможно, оно является самым
ранним текстом, удостоверяющим почитание христианами Богородицы), —
говорит о Её вечном девстве и представляет Её как новую Еву.
Протоевангелие, авторство которого приписывается апостолу Иакову,
сроднику Христову, повествует о детстве и юности Девы Марии и о событиях
во время рождения Спасителя.
Мы с вами, конечно, понимаем, что формальной исторической точности
фактов в апокрифах искать не приходится, но там есть нечто не менее, а
может, и более важное: то, что дает пищу любящему христианскому сердцу,
что укрепляет его веру, придает бодрости его упованию…
« В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый
человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от
богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление
Господу.
Наступил великий День Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары.
И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю.
И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати
племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один
не дал потомства Израилю.
И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю.
Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака.
И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в
пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей,
говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне
Господь, и будет мне едою и питьем молитва.
А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу я свое вдовство, оплачу мою бездетность…»
Слезная молитва бездетных праведников , как далее мы читаем в
Протоевангелии, была услышана: ангел возвестил им о том, что у них
родится чадо, которое снимет с них позор бездетности и , мало того,
принесет спасение всему миру…
Подобно праотцу Аврааму и Сарре, а впоследствии – Захарии и Елисавете, рождение ребенка у Иоакима и Анны
тогда, когда супруги уже отчаялись его иметь, явилось прямым даром
Божьим, не просто Его ответом на горячие мольбы или даже – на
неукоснительную строгость соблюдения заповедей, данных всему Израилю, но
частью очень важной вещи: личных, живых и неформальных, исполненных
любви, почитания, иногда – ревностного вопрошания, всегда – умения
внимать и послушания, отношений с Господом, того, что на языке
Священного Писания именуется «ходить перед Богом».
Именно эти личные отношения и есть основа главной заповеди Божьей,
заповеди о любви. И если применить ее к семье, к ситуации мужчины и
женщины, мужа и жены, то звучит она так: «Любить Бога всем, что в тебе
есть, и свою вторую половину как самого себя».
В иных брошюрах и статьях, которые во множестве издаются под
церковными грифами, мы читаем, что единственная цель и оправдание брака –
деторождение. Однако недаром венчание выделено Церковью в отдельное
таинство. И ключевые слова, которые звучат при венчании в молитвах
священника и чтении апостольского послания, напоминают нам заповедь
Божию о том, что детям предстоит отлепиться от родителей, стать
самостоятельными личностями, мужчине и женщине – найти друг друга и
стать единою плотью.
Отнюдь не первое место в браке занимает простое биологическое
продолжение рода, смысл любви между мужем и женой — куда более высок и
глубок… «Вторая половина, найти свою половинку» — народное сознание
нашло именно эти, очень точные, слова, чтобы обозначить любовь между
мужчиной и женщиной, охарактеризовать брак именно как онтологическое
соединение двух личностей, предназначенных от века быть единым целым,
союз, установленный Самим Богом.
Когда мы обращаемся к первоисточнику — книге Бытия, к рассказу
пророка Моисея о сотворении мира и человека, мы видим, что человек,
«а-адам а-ришон», первочеловек, от которого впоследствии размножились
все племена и народы и берет начало каждая живая душа человеческая,
создан единой личностью. Мужское и женское начало таинственно соединено в
нем воедино.
Каков был образ бытования Адама до появления Евы – в Библии говорится
мало, но мы знаем, что появилась Ева именно через таинственное
отделение ее от Адама. Мужчина и женщина, «иш» и «иша», некогда были
одним целым. «Ребро Адама», то, что иногда в маловоцерковленном
обывательском понимании так впрямую и представляется как реберная кость
(помните старую плоскую шуточку: баба – дура, потому что из ребра
сотворена, а в ребре костного мозга нет….), на языке первоисточника
звучит как «цела» — сторона, грань личности первочеловека.
С тех самых пор смысл земной любви между мужчиной и женщиной, поиск
«своей половинки» — глубинное стремление вновь обрести некогда
утраченную полноту и цельность. Брак – союз, в котором двое должны стать
одним, не теряя при этом каждый своей личностности, но обретая нечто
новое, большее…
Анализу приземленного разума это таинство до конца не поддается,
подобно таинству соединения двух природ Христа в одну неповторимую
Личность, но тем не менее было и останется одной из Богоданных основ
бытования человека на земле. А вот деторождение, к слову сказать, хотя и
оно — тоже великий дар Божий, появилось уже позднее, после
грехопадения, после того, как начался многотрудный и долгий путь первых
людей в земной юдоли. И самое имя «Ева» (Хава), «дающая жизнь», женщина
получила от своего мужа уже будучи вне пределов Эдемского сада…
Деторождение появилось позднее – но мы с вами нисколько не хотим
умалить его значение. Наоборот, история Иоакима и Анны , в основных
чертах повторяющая библейские истории иных чудесных деторождений, полна
глубокого смысла : брак лишь тогда принесет благословенный плод, когда
единые между собой двое — станут едины с Третьим, когда прилепившиеся
друг к другу любовью муж и жена прилепятся любовью к Богу.
Если двое не обрели Бога (по-настоящему, а не формально, исполняя «по
традиции», по корыстным или политическим соображениям, те или иные
религиозные предписания), не вступили в Его Царство, не обрели вечной
жизни – то их союз так и останется союзом смертных, длящимся не далее
общей для всех могилы, и все их деторождения будут просто появлениями в
подлунный мир еще одних смертей…
…Сегодня – день рождения Приснодевы Марии,
Матери нашего любимого Спасителя. Мы знаем, что Спаситель этот у нас –
один. И тем не менее мы и к Ней дерзаем обращаться с молитвой:
«Пресвятая Богородице, спаси нас!», пусть это и не согласуется с буквой
догматов. Но согласуется – с их духом, с правотой любящего, покаянного,
верующего сердца.
Основные песнопения
праздника
|
|
На церковнославянском (транслитерация)
|
На русском
|
На греческом
|
Тропарь праздника
|
Рождество Твое,
Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце
правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив
смерть, дарова нам живот вечный.
|
Рождество Твоё,
Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло
Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал
благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.
|
Ἡ
γέννησίς σου Θεοτόκε, χαρὰν ἐμήνυσε πάσῃ τῇ οἰκουμένῃ· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ
ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, καὶ λύσας τὴν κατάραν, ἔδωκε τὴν
εὐλογίαν· καὶ καταργήσας τὸν θάνατον, ἐδωρήσατο ἡμῖν ζωὴν τὴν αἰώνιον.
|
Кондак праздника
|
Иоаким и Анна
поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,
во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений
избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни
нашея.
|
Иоаким и Анна
освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной
гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои,
избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает
Богородицу и питательницу Жизни нашей.
|
Ἰωακεὶμ
καὶ Ἄννα ὀνειδισμοῦ ἀτεκνίας, καὶ Ἀδὰμ καὶ Εὔα, ἐκ τῆς φθορᾶς τοῦ θανάτου, ἠλευθερώθησαν,
Ἄχραντε, ἐν τῇ ἁγίᾳ γεννήσει σου· αὐτὴν ἑορτάζει καὶ ὁ λαός σου, ἐνοχῆς τῶν
πταισμάτων, λυτρωθεὶς ἐν τῷ κράζειν σοι· Ἡ στεῖρα τίκτει τὴν Θεοτόκον, καὶ
τροφὸν τῆς ζωῆς ἡμῶν.
|
Задостойник
|
Припев: Величай,
душе моя, преславное рождество Божия Матере.
Чужде матерем девство, и странно
девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена
земная непрестанно величаем.
|
Припев: Славь,
душа моя, преславное рождение Божией Матери.
Чуждо матерям девство, и
несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и
другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.
|
Припев: <...>
Ирмос 9-й песни канона: Ἀλλότριον τῶν μητέρων ἡ
παρθενία, καὶ ξένον ταῖς παρθένοις ἡ παιδοποιΐα· ἐπὶ σοὶ Θεοτόκε ἀμφότερα
ᾠκονομήθη. Διὸ σε πᾶσαι αἱ φυλαὶ τῆς γῆς, ἀπαύστως μακαρίζομε
|
Величание
|
Величаем Тя,
Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество
Твое.
|
Славим Тебя,
Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное
прославляем рождение Твоё.
|
Полиелейные
величания в греческом православном богослужении ныне не используются
|
По материалам сайтов ru.wikipedia.org и pravmir.ru