Конечно, сейчас в России уже, наверное, нет такого ажиотажа
вокруг различных восточных школ боевых искусств и тому подобное; но все же, подобные
секции в нашей стране продолжают действовать – и, говоря в общих чертах, в этом
нет ничего плохого, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ МОМЕНТОВ…
Как и положено, в указанных выше секциях наряду с
непосредственно боевыми приемами учащимся преподают и теорию (философию)
конкретного «боевого» направления. Я не берусь сейчас говорить о
достоинствах/недостатках данных учений и их соответствии/несоответствии с
православным взглядом. Я обращу внимание на ту доказательную базу, которую
педагоги-мастера представляют учащимся в качестве обоснования "правильности" их
боевого искусства. «На странице 297
внезапно появляется фраза, которая почти сводит на нет все усилия. Что это:
плохой перевод, ошибка редактора или же это действительные мысли автора,
который явно не знаком с православной традицией? Вот текст.
"Иисус Христос,
Учитель, Чьи озарения также дали толчок различным догматическим и
фундаменталистским течениям, выразил ту же истину, когда изрек: "Следуй за
Мной, и ты потеряешь себя, но следуй себе – и ты найдешь и себя, и Меня"1. Для начала приведу дословный текст Евангелия, к которому
обращается автор книги (Брюс Томас),
отрывок из которой был приведен выше. "И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно
пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и
книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же,
обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав:
отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но
что человеческое. И, подозвав
народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мк. 8, 31-37).
Итак, неужели фразы "следуй себе" и "идти за Мною"
равнозначны? Неужели между ними нет разницы? Вот толкование этого эпизода в
православной традиции (толкование блаженного Феофилакта болгарского). "Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на Распятие,
то Христос призывает народ и вслух говорит, направляя речь главным
образом против Петра: Ты не одобряешь того, что Я беру Крест, а Я
говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за
добродетель и истину. Заметь, Господь не сказал: умри и тот, кто не
хотел бы умирать, но "кто хочет". Я, - говорит, - никого не принуждаю.
Призываю не на зло, а на добро, а потому, кто не хочет, тот и не
достоин сего. Что значит отвергнуться себя? Это мы поймем, когда
узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо. Кто отвергается
другого кого-либо: отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот,
хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не
соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтоб
и мы ради Его презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или
порицали нас. "Возьми крест свой", сказано, то есть поносную смерть,
ибо крест почитался тогда орудием поносной казни. А как многих
распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно
иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: "следуй за Мною".
Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и
жестоким, то Господь говорит, что оно напротив весьма человеколюбиво;
ибо кто погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый
или самоубийца (в сем случае смерть будет не ради Меня), тот, -
говорит, - обретет душу свою, между тем как думающий приобрести душу,
погубит ее, если во время мучения не устоит". Второй момент, который нельзя оставить без внимания: "Иисус
Христос, Учитель…". Для православного человека Иисус Христос, прежде всего, Сам
Бог, а Евангелие – откровение Божие людям, написанное апостолами под
водительством Святого Духа. В
указанной выше книге, Иисус Христос называется учителем. Одним из многих. Ему
преписываются "озарения, которые дали
толчок различным догматическим и фундаменталистским течениям…"; все это - чудовищная
подмена… Пример, приведенный в данной
статье, безусловно, является частным случаем, но, далеко не единственным в
современной практике. Но, к сожалению, не многие любители боевых искусств
будут смотреть православную литературу на предмет сверки изречений своего
мастера-учителя с реальным положение вещей. Многие учащиеся просто «проглотят»
то, что им дали и будут искренне верить в истинность этого… ______________________________ 1Цитируется по книге: Комлев А.Р. Боевые искусства востока. Православный взгляд. - М.: из-во Русскiй Хронографъ, 2000.
Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):
|